Eurosport

По приборам. Как велоспорт становится круче благодаря гаджетам

По приборам. Как велоспорт становится круче благодаря гаджетам

03/09/2016 в 12:09

Велокомпьютеры становятся сложнее, а дополнительные датчики превращают велоспорт в автогонки.

20 лет назад, когда мобильники еще не умели делать селфи и редко появлялись в карманах молодежи, велокомпьютеры уже пришли в велоспорт – проводные простейшей конструкции с минимумом функций. Это была эпоха Марко Пантани, который недолюбливал электронику и ориентировался исключительно на собственные ощущения. Но отношение изменилось и в эпоху Sky трехкратный чемпион «Тур де Франс» Крис Фрум плотно работает с электронными системами.

На девятом этапе «Вуэльты»-2016, поднимаясь на Ковадонгу, пелотон рассыпался после атаки Наиро Кинтаны и Альберто Контадора. Фрум потерял минуту, но продолжал ехать в нужном темпе, контролируя каждое движение, каждый метр с помощью цифр на экране. Он видел гонку через велокомпьютер и преуспел – обогнав Контадора и почти догнав Кинтану на финише.

Крис Фрум

Электроника меняет велоспорт, превращая его из олимпийского соревнования атлетов в двухколесную «Формулу-1», в которой живой мотор велосипедиста контролируется не хуже шестицилиндровых монстров из металла. Дошло до того, что некоторые (как Кинтана) выступают за ограничения анализирующих систем. Главное обвинение – езда по приборам, когда гонщик избегает риска исчерпать гликоген и видит на экране компьютера, стоит ли ему прибавить, атаковать или снизить темп, чтобы добраться до финиша быстрее всех.

Современная электроника гонщика состоит из трех компонентов: анализирующих датчиков на велосипеде (или GPS-датчиков, выполняющих ту же функцию), датчиков на гонщике и велокомпьютера, собирающего информацию воедино.

Привычный тонометр, определяющий частоту сердечных сокращений, появился давно и стоит копейки в спортивных магазинах. Гонщики используют датчики значительной точности, но функционально ничего нового в них нет. Гораздо важнее сопоставлять информацию о работе сердца c остальными показателями. Считывающее устройство выглядит вот так – это лента с датчиком, закрепленная на теле:

Датчик ЧСС

Датчики на велосипеде гораздо сложнее. Первые механические велоспидометры показывали текущую скорость, причем с большой погрешностью. Теперь все иначе: отдельные устройства, размером с usb-флешку, считывают скорость, величину каденса и мощность. Первый показатель обязателен для каждого велокомпьютера. Даже купив китайскую поделку за 500-700 рублей, вы получите простейший счетчик оборотов с магнитом на переднее колесо, определяющий текущую скорость.

Профессиональные комплекты сложнее. Помимо датчика спереди, если еще один на шатунах, который контролирует частоту оборотов педалей – каденс, – позволяя удерживать этот показатель на нужном уровне, точнее работать с переключением передач.

Но технологическое совершенство – датчик мощности. Флагманские компании Garmin, Look и Polar, Shimano и SRM используют два типа датчиков – в педалях и во втулке. Первый вариант предпочтительнее, так как дает больше информации (отдельно считает мощность для каждой ноги) и помогает экономить – педали легко переставляются с одного велосипеда на другой. А система во втулке надежнее, велогонщики часто жалуются, что при износе педали или банальном ударе о бордюр датчик начинает обманывать и выходит из строя.

Измерители мощности

Датчик мощности работает на основе пьезокристаллов, которые при изменении формы посылают электрические импульсы разной величины. Гонщик давит на педали, сжимая кристаллы, и датчик получает важнейшую информацию о силе. Мощность рассчитывается по простейшей формуле из школьной физики: сила, умноженная на скорость.

Информация с датчиков поступает на велокомпьютер, а оттуда в режиме реального времени или после гонки – на компьютер в техничку или домой к спортсмену. По ходу гонки сложно анализировать все параметры сразу, поэтому велосипедисты оставляют на экране только нужную информацию – скорость, мощность, сердечный ритм. Порой, даже заклеивают изолентой отдельные графы, чтобы не пугаться высоких цифр, чаще пульсовых. Но на выходе велокомпьютеры вроде флагманского Garmin Edge 1000 выдают кучу графиков и данных, привязанных по GPS к определенным участкам дороги.

Велокомпьютер Garmin

Зная скорость, мощность, частоту сердечных сокращений и маршрут, можно разложить подъем на Мон-Ванту вплоть до конкретных передач – как в автогонках. Возможно, уже сейчас в ушах гонщиков звучат слова из раллийной стенограммы: «Поворот налево, градиент 7,3%, правый переключатель на два щелчка. Дальше круче, градиент 9%, еще один щелчок, увеличивай частоту на 10 оборотов». Нет смысла даже смотреть трансляцию или спрашивать у гонщика о текущем передаточном соотношении – все внутри велокомпьютера, вплоть до частоты вращения правой ногой и левой.

Но велоспорт пошел дальше – он круче любых автогонок. Описанные выше технологии доступны в продвинутых магазинах велоэлектроники. Производители заинтересованы в их скорейшем появлении на рынке, тут вам не закрытая от всего мира аутентичная «Формула-1». Хотите велокомпьютер, как у Контадора – пожалуйста, вот этот SRM Powercontrol 8 за 55 тысяч рублей при заказе из иностранного магазина:

Велокомпьютер SRM Powercontrol 8

Устройство с руля Криса Фрума? Garmin Edge 810 или 1000 за ваши 58 тысяч рублей.

То же и с датчиками мощности – дорого, но доступно.

Все сводится к отдельным участкам дорог, для которых засекается время прохождения, мощность, частота педалирования и передаточные соотношения. Например, обвешанный датчиками гонщик регистрирует данные в Strava, засекает подъем на конкретную гору, а затем программа догружает к получившемуся результату мощности и сердечные показатели. Вот так Стивен Крейсвейк прошел третий этап «Вуэльты»-2016:

Данные от Strava
Данные от Strava по Крейсвейку

Никто не мешает любителю сесть и повторить его путь, а затем сравнить показатели. Strava собирает зарегистрированные прохождения одного и того же участника в рейтинги, выявляя победителей. Там же можно анализировать свои показатели за разное время – большой простор для совершенствования. Причем засекать время можно даже без продвинутого велокомпа – с помощью смартфона.

Но отнюдь не все поклонники велоспорта и люди включающие трансляции лишь на «Тур де Франс» катаются на велосипедах и уж тем более – гоняют на скорость с измерителями мощности. Но технологии помогают и простым зрителям. Недаром сервис велостатистики компании Dimension Data плотно сотрудничает с велогонками и даже спонсирует собственную команду Про-тура. По предоставляемой информации велогонки проигрывают американским видам спорта, но догоняют футбол с его WhoScored и Opta. Во время «Тур де Франс» в твиттере появлялась такая информация по скорости спринтеров:

Или вот, сравнительная скорость гонщиков, боровшихся за победу на горном финише:

Это возможно благодаря специальным датчикам, установленным под седлами гонщиков. Но такой информации уже недостаточно – скорость и местоположение спортсменов они показывают, а вот остальные данные появлялись только после этапа. Осталось сделать один шаг и получать данные прямо из велокомпьютеров.

Конечно, сражающиеся за победу фавориты не поделятся ими, но в пелотоне всегда много свободных, но сильных ребят, которым нечего скрывать. Второй шаг – оперативно доставлять графику до ТВ-трансляции. Твиттер и сайты – это хорошо, но интересные данные должны взрывать трех- шестичасовую однообразную картинку.

Велоспорт встал на путь информационного апгрейда, хоть и не все этим довольны. Раньше он генерировал только три набора данных: скорость, расстояние и градиенты. Теперь есть мощность, каденс, данные сердца, раскладка по передаточному соотношению – пока структурировать это получается только у команд. Но уже можно тренироваться на равных с профи – сравнивая показатели до последней цифры.

Возможно, в мире, где выстраиваются очереди за новым iPhone и люди носят тонометры на руке сидя в офисе, именно гаджеты спасут велоспорт и вернут ему популярность 60-70-х годов.

Другие статьи Яна Матвеева:

0
0