Eurosport

Как все устроено. Киберспорт

Как все устроено. Киберспорт
Eurosport

10/07/2015 в 16:44Обновлено 10/07/2015 в 22:05

16-часовые тренировки, 15 миллионов евро призовых и завершение карьеры в 25 лет – русский игрок в Dota 2 анонимно рассказал о мире киберспорта.

Карьера

Чтобы стать профессиональным киберспортсменом, нужно для начала рвать тех, с кем играешь на любительском уровне. Если ты король среди друзей, чувствуешь задатки – можно переходить на другой левел. Главный задаток – время реакции, которое измеряется на специальном приборе. У хорошо задроченного киберспортсмена – 0,13-0,15 секунды. Если изначально – 0,18-0,2 секунды, это нормальный результат, с него можно продвигаться.

Путь киберспортсмена не поход в какую-то секцию, как в других видах спорта. Люди, которые хотят стать профессиональными игроками, садятся и задрачивают 10-12 часов в день. Чтобы стать киберспортсменом, нужно быть геймером. Если ты не любишь компьютерные игры, ничего не выйдет. Это нельзя рассматривать как работу.

«Лига легенд»

В League of Legends играют 40 миллионов человек по всему миру. Но ее даже киберспортивной не назвать, эта игра – казуальная, то есть для дебилов. Правда, там очень много денег: большие зарплаты, хорошие условия для турниров, строгие регламенты.

У разработчика «Лиги легенд», Riot Games, есть цель – проводить турниры на высочайшем уровне. Они сами устанавливают правила, регулируют все трансферы, там даже контракты есть. Очень много ограничений. Не выполняешь условия – до свидания, в турнирах не участвуешь.

Как все устроено: киберспорт

Dota 2

Второй крупнейший разработчик – Valve. Там работают больше 100 человек, они проводят один турнир в год – The International. Финал его, кстати, будет совсем скоро – в августе. На первые The International Valve привлекли 1,5 миллиона долларов, а в этом году призовой фонд – более 15 миллионов.

Киберспорт помогает разработчикам продвигать игры среди обычных геймеров. Основные деньги приходят от создателей игр – это очень эффективная реклама. Но есть и спонсоры, которые тоже вкладываются в рекламу на турнирах. Как правило, это производители мышек, клавиатур и других девайсов для игр. Сейчас соотношение денег от разработчиков и спонсорских денег в киберспорте примерно 8 к 1. В Dota 2 командам за все время выплачено 40 миллионов долларов, из них 4 – не от разработчика.

Россия

У нас больше всего в мире игроков в «Доту», но нормальных команд, состоящих только из русских игроков, нет. Можно долго рассуждать, почему так, но я назову одну причину. Чтобы стать крутым киберспортсменом, нужно тренироваться безумное количество времени. Когда ты играешь во что-то больше 5 часов, тебе надоедает и тебе нужно заставлять себя играть. Русским это дается тяжело.

Даже на Украине с киберспортом все гораздо лучше в плане результатов. Наверное, это связано с менталитетом.

Команды

Еще одна проблема русского киберспорта – организация команд. Если в команде все русские, они разосрутся через три месяца. Кто-то скажет: «Вот этот – ******* [гей], я с ним никогда в жизни больше играть не буду». Через полгода они помирятся.

Скандалы случаются постоянно. Несколько лет назад в одной украинско-русской команде по «Доте» играл Ярослав Кузнецов, у него была рыжая девушка. В команду пришел Сергей Брагин и сказал, что продолжит за нее играть, только если Кузнецова там не будет. Ярослав ушел, его рыжая девушка сбежала к Брагину, а их команда отсосала на International – заняла последнее место. Естественно, потом все помирились, а девушка вернулась к Кузнецову. На самом деле, Ярослав объективно никогда играть не умел. Сейчас он работает аналитиком: после турниров разбирает игры. Кто-то это даже смотрит.

Как все устроено: киберспорт

Оборудование

Обязательность дорогих девайсов – миф. Можно играть самой обычной мышкой за 500 рублей и быть в топе. Главные показатели мыши – высокий DPI и правильная частота, чтобы курсор плавно ездил по экрану.

Безусловно, если у тебя топовое оборудование, ты сможешь играть лучше. Нормальная механическая клавиатура стоит от 4 тысяч рублей: если на мембранной будет 400-500 нажатий в минуту, то на механической задроты делают 800 нажатий в минуту. Мышь с флагманскими характеристиками стоит 3 тысячи рублей.

Лучшие игроки привозят на турниры свое оборудование. Сейчас они хотят еще и стулья свои привозить – на соревнованиях часто дают какое-то неудобное дерьмо. Поэтому стул – тоже часть экипировки.

Локации

Раньше в «Доте» все проводилось в мелких учреждениях. В Киеве был компьютерный клуб, в Польше – отель, народу было немного. Единственный турнир, который собирал людей, – тот самый International. Его проводили в оперном театре в Сиэтле. Сейчас этот турнир перенесли на баскетбольный стадион «Ки-Арена».

Год назад в «Доте» появилось очень много денег – это топ-дисциплина по баблу. Недавно был турнир, который проводили на «Коммерцбанк-Арене» во Франкфурте. 60-тысячник не заполнился, но половина мест была забита.

Система

Valve не спонсирует «Доту» напрямую – деньги дают сами люди, посетители турниров. Человек покупает билет, а часть денег с продажи попадает в призовой фонд. При этом зрителю достается не только проходка на турнир, но и внутриигровые шмотки. Билет стоит всего 10 долларов.

Как все устроено: киберспорт

Читы

В «Доте» и «Лиге Легенд» их нет. Читы – проблема Counter-Strike. Спалиться очень легко, поэтому бывают скандалы. Полгода назад в CS Go случился скандал с командой Fnatic. На одном из онлайн-турниров игрок под ником Flusha пару раз спалился с ботом для Counter-Strike: прицел сразу наводился на голову соперника.

Все ****** [удивились], но организаторы не нашли доказательств и не дисквалифицировали команду. Правда, Fnatic теперь все не любят, гнобят и унижают, хотя раньше они считались и уважаемой командой.

Counter-Strike

Турниры по «Контре» проводятся до четырех раз в год, на каждом призовой фонд – 250 тысяч долларов. Плюс еще много мелких соревнований. В Counter-Strike люди зарабатывают на трансляциях – часто это даже основной заработок. Была история про польского игрока с ником Паша Бицепс. Он стримил 3 месяца подряд, потом смотрит, а ему какой-то парень из Эмиратов скинул сначала 10 тысяч долларов, через 10 минут еще 10 тысяч, а потом 5 тысяч долларов. И вот так ему подвалило 25 тысяч за полчаса. У него были финансовые проблемы, он даже расплакался от счастья во время стрима.

Моя самая длинная игровая сессия случилась четыре года назад. Я играл в World of Tanks ровно два дня подряд. Вставал только в туалет.

Завершение карьеры

Средний возраст киберспортсмена – 22-23 года. Обычно карьера дотера завершается в 25-26 лет – это тот возраст, когда время реакции ухудшается и тебя обыгрывают надроченные школьники: например, сейчас пакистанский парень в 16 лет попал в очень сильную американскую команду EG.

Там, где от реакции ничего не зависит, можно поиграть на топ-уровне и в 30-35 лет.

Потом у игроков два варианта – стать либо комментаторами, либо стримерами. Как правило, выбирают второе. У тебя изначально есть аудитория, ты получаешь с нее деньги: с донатов, рекламы и подписок на сервисах трансляций. Для большинства киберспортсменов стримерство оказывается даже более выгодным, чем участие в турнирах: если занимаешь не первые места, много денег тебе не достанется.

Еще можно стать тренером, но их очень мало. Из 16 топовых команд только в четырех есть тренеры. Не считая китайцев, у которых роль тренера сводится к фразе: «Вставай от компьютера, тебе нужно зарядку делать». Тренеру совершенно не нужно быть хорошим игроком в плане реакции: он просто подсказывает основным спортсменам. Правда, почти на всех крупных турнирах это запрещено.

Как все устроено: киберспорт

Травмы

Главное повреждение, которое возникает у тех, кто не делает упражнения, – туннельный синдром. Рано или поздно это случается со всеми – у тебя болит рука, потому что ты делаешь однообразные движения мышкой. Если эта ***** [фигня] у тебя случилась, ты играть не сможешь, скорее всего. Пропускаешь минимум полгода.

Второе больное место – глаза. Иногда в играх нельзя моргать по 3 минуты. Нарушается работа слезной железы, с глазами происходит ****** [ужас]. Из глаз потом неконтролируемо текут слезы. Эта херня – хроническая, от нее не избавиться, поэтому проще сразу завязать.

Трансферы

В «Доте» всем управляют сами игроки. Спортсмен в середине сезона может сказать: «Идите в жопу, я пошел играть за другую команду». И его никто не остановит. Но переходов в течение года почти нет: все хотят попасть на International, а туда нужен инвайт. Чтобы получить инвайт, нужен постоянный состав. Зато после International у команд состав меняется на 80%: 4 из 5 человек – новые.

В «Лиге легенд» игроки обычно стоят копейки – 10-15 тысяч долларов. Топовый – до миллиона долларов: 500 тысяч – сам трансфер, 500 – его зарплата за два года.

Как все устроено: киберспорт

StarCraft

С этой игры в 1999 году начался киберспорт. В Корее проводили турнир WCG (World Cyber Games), туда приходили люди, чтобы посмотреть, как корейцы всех **** [рвут]. Потом вышел «Старкрафт-2», все перешли на него и четыре года вполне успешно играли: и денег было много, и уровень игроков сумасшедший. Но затем разработчик (Blizzard) зафэйлил организацию турниров, и дисциплина скончалась. Сейчас в «Старкрафт» никто серьезно не играет.

Дисциплины в киберспорте умирают очень быстро: все может сгореть даже за год.

Корейцы

Есть объективная причина, почему они доминируют в киберспорте. У них огромная игровая база. Куча игроков, которые прямо задрачивают по 15-16 часов в день. Европейцы тоже много тренируются, но все-таки не так жестко. В «Лиге легенд» Samsung огромными деньгами спонсирует сразу четыре корейские команды. Вливают 2,5-3 миллиона долларов в год – это много для киберспорта.

Когда сдох «Старкрафт», сильнейшие игроки ушли в «Лигу легенд». Почему не «Дота»? В «Доте» доминирует Китай, а корейцы не хотят им проигрывать. С нуля войти в «Доту» очень тяжело.

Зарплаты

Здесь все зависит от дисциплины. В «Лиге легенд» хороший корейский киберспортсмен зарабатывает 7-8 тысяч долларов в месяц. Европейский – 2-3 тысячи долларов. Но не потому, что в Европе меньше платят, а потому, что здесь мало топовых команд. В США – около 5 тысяч долларов. В России – 1,5 тысячи долларов

Фишка киберспорта в том, что твоя зарплата – только часть заработка. Во-первых, ты можешь стримить и зарабатывать гораздо больше. Во-вторых, ты можешь выигрывать турниры: если в футболе призовые игрокам не идут, то тут все иначе. От 50 до 100 процентов призового фонда уходит игрокам.

Как все устроено: киберспорт

Допинг

Звучит странно, но такой проблемы вообще нет. Более того, один из главных спонсоров – энергетик Monster. Его принято хлебать прямо на турнирах: игрокам за это доплачивают. Препаратов, которые гарантированно помогут тебе в игре, не существует.

Букмекеры

С ними связан самый жесткий скандал в «Доте», который произошел два года назад. Русский игрок Алексей Березин захотел поднять денег и поставил 100 долларов против себя. Коэффициент – 3,22. На следующий день он слил игру, а потом спалился: ставка была оформлена на его девушку. У него еще была фишка: «Я не ставил против себя, а ставил не на себя». Но букмекер все равно передал инфу организаторам турнира. Березина сначала пожизненно забанили, потом ему снизили до года, а затем бан вообще сняли. Перуанской команде повезло меньше: они поставили против себя 1000, букмекер провел расследование, и этих игроков дисквалифицировали пожизненно.

Рынок букмекеров вообще очень развит. Даже российские компании туда вошли – всякие «Балтбеты» принимают ставки на «Доту».

FIFA

Компьютерный футбол смотреть скучно, в него интересно только играть. FIFA была дисциплиной на WCG в течение девяти лет, но потом турнир умер, а с ним и соревнования по FIFA. Но даже там призовых денег было очень мало – около 10 тысяч долларов. Деньги ведь идут от разработчика, а EA Sports считает, что ей и без такого маркетинга нормально живется. Поэтому нормальных турниров с большими призовыми там сейчас нет.

0
0