Eurosport

Как все устроено: спортивный фотограф

Как все устроено: спортивный фотограф
Eurosport

17/04/2015 в 13:22

Аппаратура за миллион рублей, драки за ракурс и лучший кадр Месси – свою историю рассказывает анонимный спортивный фотограф.

Тусовка

Спортивные фотографы в России хорошо знакомы между собой. Даже если не видели друг друга, то имеют представление благодаря фейсбуку и инстаграму. Нас, у кого стаж от трех лет, примерно под тысячу по всей России. Тусовка достаточно узкая. Влиться в нее тяжело. Спортивный фотограф – это не просто пощелкать для какой-то районной газеты. Наша работа – это образ жизни.

Девушкам-фотографам приходится тяжело. Считается, что они не разбираются в спорте. Я с этим утверждением согласен. Тяжелее всего им, когда кто-то выигрывает трофей. В мужскую раздевалку их не пускают, а как спортсмены поливают друг друга шампанским нужно снять: такие кадры, как правило, идут в газеты. В Европе, наверное, женщин пускают. У нас – нет. По крайней мере, это касается «Зенита», ЦСКА, «Локомотива» и «Рубина».

Зарплата

По-хорошему один съемочный день стоит 10-15 тысяч рублей. Это мы берем шаблонную ситуацию для фрилансера: съемка спортсменов в пути, в отеле, на пресс-конференции. Однако по факту такая съемка стоит 5-6 тысяч рублей. Сейчас куча народу с зеркалками (зеркальными фотоаппаратами – прим. Eurosport.ru). Идет большой демпинг, потому что люди готовы снимать даже за 2-3 тысячи рублей. А заказчику плевать на качество съемки. Это фриланс. Оклады в газетах – около 50 тысяч рублей в месяц. У новостных агентств вроде «Р-Спорт» и «ТАСС» ситуация получше – 80-100 тысяч рублей.

Как все устроено: спортивный фотограф

А вообще хорошо работать для иностранных изданий. Китайское агентство Xinhua платит по 40 долларов за снимок. Каждая фотка весит 10-15 мегабайт. За тайм я делаю около 700 кадров, за матч – 1400. Из них публикуется максимум 50 фотографий. При желании можно уложиться и в 700 кадров за матч, но так ты можешь что-то упустить.

Сокращения

Везде либо урезают зарплаты, либо сокращают должности. Фотографов переводят в сторонние организации. Видимо, чтобы уйти от налогов. Типа потом их вернут в штат. «СЭ», Sportbox... Ситуация очень печальная. Закончив журфак МГУ, ты сейчас никуда не устроишься работать репортажным фотографом. Если, конечно, тебя не зовут Картье-Брессон (известный французский фотограф – прим. Eurosport.ru). Хотя даже его сейчас в «СЭ» не возьмут. В регионах ситуация получше: заказов стало больше, потому что дешевле обращаться к местным, чем отправлять человека из Москвы.

Оборудование

В 80% случаев фотик предоставляет редакция. Оборудование стоит дорого. По сути, ты ходишь с рюкзаком, в котором лежит миллион рублей. Сейчас уже, наверное, больше. Дороже всего стоит объектив на 400 миллиметров – 500-600 тысяч рублей. Это стандартный объектив для футбола, позволяет снимать на большие расстояния. Можно встретить и 600 миллиметров, но редко. С ним вообще весь стадион охватываешь. В «СЭ» есть один такой на всю редакцию. В Европе существует 7-8 объективов по 1200 миллиметров. Они нужны для каких-то нестандартных ситуаций. К примеру, когда снимаешь папу римского через всю площадь. В России есть объектив на 2000 миллиметров. Он находится в Москве на Ордынке. Таких около пяти штук на весь мир, их уже не делают. Очень старый объектив. Лежит, как монумент. Хотя недавно его использовали, чтобы снять лунное затмение.

Как все устроено: спортивный фотограф

Рюкзак

Командировочный вариант – 30 килограммов. Чисто аппаратура – 20-25 килограммов. С такими рюкзаком не побегаешь. А в аэропортах постоянно происходят конфликты, потому что технику не стоит сдавать в багаж. Один человек летел из Праги с матча всех звезд КХЛ и сдал аппаратуру. Конечно, ноутбук ему разбили. По закону ты имеешь право не сдавать в багаж профессиональную технику, если у тебя есть удостоверение журналиста. Всем известно, что в салоне самолета каждое место рассчитано на 50 килограмм плюс.

Кражи

У нас в отличие от Европы не страхуют оборудование. Я даже не представляю, что случится, если ты потеряешь технику. В Сочи проблем не было, а вот в Бразилию было страшно ехать. Даже просто по статистике: приезжает 500 фотографов – кого-то ограбят наверняка. Бывало и у нас в «Лужниках» люди оставались без камеры. У Дениса Тырина с «Чемпионата» украли фотоаппарат. Вот представьте, стоит себе бесхозная камера за воротами, которая подключена только по радиосинхронизатору. Почему бы не украсть?

Опыт

На футболе снимки часто получаются однотипными: два игрока с мячом, два игрока с мячом, два игрока с мячом, тренер, тренер, тренер. Уже в глазах рябит. Какие-то интересные вещи предсказать невозможно. Хотя опыт помогает. Когда вскипают страсти, то важно знать характер тренеров. Черчесов или Петреску начнут швырять бутылку с водой о газон, а вот от Аленичева эмоций не дождешься. Сидит себе и не дергается. Эти моменты нужно чувствовать.

Дзюба

Как все устроено: спортивный фотограф

Бывает, приходится караулить, и это не противоречит моим принципам. Однажды прошла информация: Гвардиола прилетает в Москву на переговоры с РФС, чтобы возглавить сборную России. Я поехал во «Внуково-2» по своей инициативе. Снимал из-за забора. Какие только органы не пытались меня снять. Я вообще люблю преодолевать трудности ради фотографий. Хотя в этом случае был провал. Гвардиола так и не прилетел. Четыре часа просидел зря.

Постановка

Стадион

Самый удобный стадион в России – «Локомотив». Для съемки там созданы все условия. Компактная арена, где все рядом, не нужно бежать до пресс-центра. К тому же из ложи-прессы удобно снимать, потому что она находится невысоко. А вот на «Арене Химки» раздражают эти мерзкие голубые стены – ужасный фон. Кто-то пытался ложиться на уровень газона. Получается, как в Англии, фоном идут болельщики.

Бывает, ради кадра лезут на крышу здания рядом со стадионом. Я однажды забирался на прожекторную вышку. Около часа лез с аппаратурой, потому что лестница была неудобной. И все это из-за одной фотки. Больше просто не нужно. Внизу у тебя куда лучше ракурс. Вообще, чем ниже, тем лучше. Хотя да, один панорамный кадр с высоты может того стоить.

Просьбы

Болельщики, журналисты, футболисты – все просят прислать им фотографии. Запомнить всех трудно. В результате люди обижаются. Я стараюсь записывать, чтобы не забыть. Говорю: «Скиньте мне свой имейл». Жена одного игрока сборной России просила фотографии мужа с ребенком. Я распечатал и на тренировке передал. Люди почему-то думают, мол, несложно же несколько раз нажать на кнопку. Хотя на самом деле, если кадры хорошие, то за них стоит заплатить. Вообще добрые люди отдают фотки бесплатно, другие что-то просят, но не я.

ЧМ-2014

В Бразилии условия для фотографов были абсолютно разные. Ребята из информационных агентств жили в номерах по 9000 рублей за ночь и имели арендованные машины, а также суточные. Другие поехали наполовину за свой счет и у них были условия самые простые, вроде съемных квартир. А еще были всякие фотожурналисты из Колумбии и Аргентины, которые ночевали на пляжах. Контраст был сумасшедший. Все это сказывалось на работе. Одни нормально поели и отдохнули, а другие спали в автобусе и там же питались.

Как все устроено: спортивный фотограф

Фанаты

Мы сидим лицом к полю и спиной к фанатской трибуне. Болельщики регулярно кидают файеры, но в меня ни разу не попадало: либо не долетает, либо уже на поле падает. Правда, был забавный случай в Химках два года назад. «Динамо» – «Зенит». Один болельщик так расстроился, что швырнул ботинок. Я еще подумал, как же он теперь домой пойдет. Однажды на «Спартак» – «Динамо» снежками закидали фотографов, но это фигня. Опаснее, когда мобильник пролетит рядом. Такое тоже было.

Выезд

Я ездил в Питер на матч «Зенита», и у меня не оказалось обратного билета: пришлось ехать на электричке, которая на 80% была заполнена фанатами ЦСКА. Это самая ужасная дорога в моей жизни. Творилось непонятно что: людей выкидывали из окон, проводник заперся, кто-то пытался отцепить вагон с ОМОНом, несколько внеплановых остановок. Кто-то даже выбил окно, сделав отсек под курилку. Я билет мог и не покупать, как выяснилось. Ко мне подошли перемотанные фанаты и объяснили, что теперь я сижу в другом месте. Я спорить не стал и пересел. Они сказали, чтобы я к ним обращался, если будут проблемы. В Окуловке ОМОН ссадил часть фанатов. Что с ними стало, я не знаю. 17 часов продолжалась дикая пьянка и беспредел. Все это время я нервничал и не спал. Постоянно выходил покурить в тамбур. Когда мы приехали, в вагоне было выломано все что только возможно.

Как все устроено: спортивный фотограф

Молния

Иногда на фотке подрисовывают мячи. Бывает, что кадр всем хорош, крутое столкновение двух футболистов, только вот мяча не хватает. Или в Краснодаре один фотограф сделал снимок сборной и пририсовал Капелло. Я такими вещами никогда не занимался. Если это подается как коллаж – хорошо. Если как фотография – это обман. Как бы там ни было, все это единичные случаи.

Лучшие

Месси

0
0