Eurosport

Гендиректор EA Russia Тони Уоткинс: «Не думаю, что Роналду по силам сместить Месси с обложки FIFA»

Генеральный директор EA Russia: «Не думаю, что Роналду по силам сместить Месси с обложки FIFA»

05/05/2015 в 15:05Обновлено 05/05/2015 в 15:08

Главное интервью первых майских праздников, на которые вы наверняка отключились от интернета.

Интервью было опубликовано 1 мая.

Урожденный североирландец Тони Уоткинс 20 лет живет в России, последние десять из них руля местным отделением крупнейшей игровой корпорации планеты. Станислав Курышев устроил ему допрос с пристрастием, в ходе которого глава российского отделения производителя FIFA рассказал о создании главного продукта, жизни в России и лондонских грабежах.

– Тони, с чего все началось и почему именно Россия?

– Я жил десять лет в Лондоне, там начал серьезно заниматься музыкой в сотрудничестве с Крисом Ри. Однажды одна российская девушка услышала какую-то из моих песен и пригласила в Москву на экскурсию. Я всегда мечтал посетить Россию: до этого жил в Северной Ирландии, учился в США, поэтому подумал – вау, это круто! А потом неподдельно, искренне влюбился в эту страну. Двадцать лет назад она была другой; особенности страны, типаж людей привел меня в восторг. Мне нужен был новый вызов, я понял, что могу найти здесь работу, и возможность переезда стала еще реалистичней, когда, вернувшись в Лондон, я обнаружил свой дом ограбленным подчистую. Все унесли: гитары, записи, оборудование, просто все. «Так, с меня довольно, – решил я. – Не собираюсь больше оставаться в Лондоне».

До ЕА вы успели поработать в компании Dandy (не та, которая приставка, а та, что ответственна за жвачки Stimorol и Dirol). Ваша первая игра в жизни, случаем, не c «Денди» ли?

– В университетские времена я привык играть в аркады. Ну, знаете, такие большие бандуры. Так вот, Missile Command, пожалуй, мой абсолютный фаворит тех лет. Проиграл в нее кучу часов. Даже уроки пропускал ради этого. Сколько потратил на нее денег, даже и думать не хочу. Хотя таланта моих сокурсников хватило на то, чтобы взломать этот автомат, и мы просто жмакали на кнопку «Играть» без оплаты. Так что нам повезло, смогли почитерить.

– Так вот когда появились пираты!

– Да, это правда, пиратство пошло именно с игровых автоматов. Бывают, конечно, богатые студенты, только я к таким не относился. Но с тех пор я надолго завязал с играми – слишком много событий происходило в моей жизни, связанных с музыкой, построением серьезного бизнеса. Когда я присоединился к ЕА, первой игрой, которая появилась у меня на PlayStation 2 и в которую я мог играть часами, стала Black. Изумительный шутер, лучшая вещь с той платформы. Даже вот два года назад переигрывал в нее ради тех эмоций.

Вообще какую платформу предпочитаете?

– На компьютере я играю исключительно во free-to-play, обычно лайтовый кэжуал. Играл, конечно, на Xbox 360 и PS3, а сейчас предпочитаю PS4. Последнее, что понравилось? Battlefield. Я большой фанат этой серии, правда, ужасный игрок в мультиплеер: меня обычно убивают в первые же минуты. Это бывает так: я сажусь играть, а потом какой-то школьник выпускает мне заряд в голову и, должно быть, злорадно хихикает: я убил его! Ну, сам знаешь, как это бывает.

Ладно мультиплеер, но и сюжетные кампании я тоже люблю. История одиночной части Battlefield, по мне, одна из лучших среди подобных серий игр, а Bad Company – вообще отдельная песня. В нашей новой части – Hardline – есть и крутой сингл, и интересный мультиплеер. Один режим «копы vs плохие парни» уже о чем-то говорит. В эту игру, уверен, буду играть много и долго.

" У 40 или 50 процентов игроков есть FIFA"

Как думаете, почему футбол – самая популярная игра на земле?

– Ох, вот это трудный вопрос. Мы ведь выросли на нем. В детстве у нас было не так много денег… Если честно, у нас их вообще не было. Я рос в сложное для Северной Ирландии время, и единственной отдушиной, возможностью чего-то достичь был футбол. Мы хотели играть в любое время, на Рождество и в день рождения. Просто звали друзей и шли пинать мяч в парк. Ведь не было ни PlayStation, ни айпадов, ни телефонов. В то время именно футбол выполнял социальную роль. Не фейсбук, не Вконтакте – футбол. Причем не только в Северной Ирландии, а в большинстве стран. Посмотрите на Бразилию, страны Африки. Эта игра – важная вещь, объединяющая людей. И это не какой-нибудь американский футбол. Там вам нужно купить очень много различных дорогих штук, экипировки, чтобы не получить травму.

Правда, что FIFA – самая продаваемая игра в России?

– Не только в России, но и во всем мире. Начать хотя бы с того, что это мейнстрим. Если у вас есть консоль, вполне вероятно, что вы купите FIFA. У 40 или 50 процентов игроков она есть.

Нынешний кризис повлиял на игровую индустрию России сильнее, чем кризис 2008 года?

– На игровую индустрию скорее повлияли проблемы специализированного ретейла. Многие магазины и сети, специализирующиеся на продаже дисков – музыки, фильмов и игр, – ушли с рынка за эти несколько лет. Как же предоставить покупателю возможность приобрести товар? Методом цифровой дистрибуции. На нее мы быстро и перешли.

" Снижения продаж не ждем – потребителю всегда нужны развлечения"

Ждете в этом году падения продаж игр по России?

– Нет, потому что сегмент развлечений должен быть на более успешных позициях, чем другие, он всегда нужен потребителю. К чему я: у вас может не быть столько денег, чтобы постоянно ходить куда-то отдохнуть, но вам всегда будет хотеться развлечь себя хотя бы дома. Посмотреть фильм или вот поиграть в игру. Поэтому игровая индустрия в известной степени защищена от нашествия кризиса.

– Я спрашивал с намеком на резкий рост цен на игры. Например, в Origin FIFA 15 стоит 1800 рублей, Battlefield Hardline – 2000. И это только стандартное издание. Полтора года назад я купил FIFA 14 за 1200 рублей и был уверен, что это очень дорого: на тот момент игры стоили существенно дешевле.

– Стоимость игр определяется инвестициями, которые ЕА вкладывает в свои игры – в разработку, локализацию и культурализацию. Например, мы лицензируем большинство футбольных лиг в FIFA, в том числе и российскую Премьер-лигу. Предоставление лучшего контента нашим игрокам отражается в том числе и в стоимости конечного продукта.

Правда, что коробочные версии игр стали приносить гораздо меньше денег, чем электронные?

– Производство как коробочных, так и цифровых продуктов имеет определенную стоимость и связано с определенными затратами. Но для такой большой страны, как Россия, цифровая дистрибуция существенно упрощает доступность продуктов в день релиза для всех покупателей в любой точке страны. В любом случае в ЕА видят преимущество и там, и там, а вы это можете наблюдать в наших годовых отчетах.

" Пиратство не победить снижением цен на игры"

Проблема пиратства сейчас стоит не так остро, как в нулевые годы?

– Пожалуй, масштаб не особо поменялся. Важнейшая проблема пиратства – это не высокие цены на игры, а их степень доступности в момент релиза. Когда я пришел в EA, сразу поставил задачу грамотного перевода игр, их адаптации к России. И главное – попросил разработчиков релизить игры в России в тот же срок, что и на Западе. Никто не хочет покупать игру через полторы недели после запуска. Думаю, мы справились с этим.

Однако всегда найдутся люди, которые захотят купить что-то где-то подешевле. Снижать цены еще больше? Нет, это бесполезно: вы никогда не предложите что-то дешевле бесплатного. Если игру можно скачать через торрент, то пиратство точно не победить путем снижения цен. Поэтому ЕА делает все возможное, чтобы минимизировать ущерб от пиратства качественной локализацией своих продуктов и одновременными релизами со всем миром.

Кстати, о локализации. Почему в последнее время стало модным переводить игру лишь субтитрами, а не голосом?

– Это не со всеми играми так. У нас FIFA выходит с полной локализацией, Battlefield, некоторые другие. Все наши проекты, которые точно требуют голосового дубляжа, будут выходить с ним. Отдельно стоит сказать об RPG. Мы получаем от игроков тонны просьб оставить оригинальную озвучку и снабдить ее только субтитрами. Речь в первую очередь о Mass Effect и Dragon Age.

Почему игроки хотят слышать оригинальную речь? Наверное, дело в особенности ролевых игр. Здесь и высокая степень погружения в мир, и легкость чтения субтитров без отвлечения от перипетий сюжета. Возможно, игроки думают, что другие голоса разрушат целостность восприятия игры.

– Нет, не пользовался. Но ответить могу. Явное преимущество Steam – он первым вышел на ПК-рынок. Была создана платформа, некое место, где люди могли играть, общаться. Здесь как и везде: кто первым начал, тот получил возможность стабильно развивать бизнес.

– Множество пользователей Steam, даже среди моих друзей, говорят: будь игры от EA в Steam, мы бы покупали их. Просто библиотека игр у среднестатистического ПК-игрока все же больше именно в Steam, чем в Origin, и играть ему удобнее там, куда он чаще заходит. Есть спрос – а предложения не будет?

– Это бизнес, это экономика. Не спорю, возможно, десятки и даже сотни тысяч человек могут считать, как вы сказали, но для ЕА в этом нет экономического смысла.

Но вы же до сих пор продаете в Steam свои старые игры.

– Это нам никак не вредит. Для запуска этих игр не требуется наличие Origin, в отличие от наших поздних релизов. Вот на последних – наш основной фокус, поэтому нам важно дистрибутировать их через собственный магазин, чтобы предоставлять игрокам максимально качественный сервис, в том числе, например, возможность вернуть игры, которые не понравились, с программой «Гарантия отличной игры».

Анонсированы альтернативные консоли Steam Machines. Есть ли в планах у ЕА нечто подобное?

– Нет. Мы знаем, где мы точно хороши, и работаем в этом направлении – например, в разработке и издании игр, в том числе для мобильных платформ. Мы же хотим быть лучшими, правда? Так будем лучшими там, где мы точно можем быть профи.

" Я, наверное, худший игрок в FIFA на земле!"

Часто играете в FIFA?

– Я играю в FIFA каждый год, но все равно я, наверное, худший игрок в FIFA на земле! В офисе, когда у нас есть возможность сыграть пару матчей, я проигрываю постоянно, совсем как новичок! Все-таки я фанат шутеров.

Сейчас FIFA – безусловный лидер. Но в нулевых Pro Evolution Soccer легко давала прикурить конкуренту. Поняли ли вы, в чем игра Konami была лучше? Вообще можете сейчас сказать, почему осенью нужно будет купить новую FIFA, а не PES?

– Студия постоянно изучает, что не нравится потребителю, что работает недостаточно хорошо. Разработчики видят, если игрок запускает какой-то режим и бросает его, и пытаются понять причину. И надо сказать, что ЕА добилась очень хороших результатов, используя эту тактику. Именно поэтому FIFA сейчас является лидером – мы даем игрокам то, чего они ждут и даже больше.

– Нет, никогда о таких не слышал. Вероятно, это был чересчур увлеченный, страстный игрок. Таких много не только в Азии и не только в этой индустрии. Вспомните фанатов Apple, готовых неделю стоять в очереди перед запуском очередного iPhone, лишь бы купить его в числе первых. Чрезмерная увлеченность может не довести до добра, и это уже безумие. Тот парень, игравший 19 часов подряд, – никто не должен делать такие странные вещи. В любом деле важна мера.

Учитывая взлетевшие цены, есть ли шанс, что FIFA в будущем станет фри-ту-плейной, питаясь лишь донатом? Или, может, ЕА придумает схему, по которой можно путем минимальной фиксированной платы апдейтить игру каждый год?

– Сложно прогнозировать, что может произойти через несколько лет, но я не думаю, что так будет. Ведь наша игра аутентична: достоверные команды, лиги, игроки, в общем, виртуальная связь с реальным футболом. Если я хардкорный игрок и болею за «Арсенал», я не хочу видеть в своей команде Робина ван Перси! Его уже там нет! Настоящий фанат FIFA наверняка не захочет играть составом двухлетней давности. Поэтому мы фокусируемся на инновациях и связи с реальным футболом, обновлениях в режиме реального времени и так далее. И, учитывая, что FIFA – это мировой лидер среди игр, предпосылок к тому, что ее перестанут покупать, нет.

Некоторых игроков бесит, что в Ultimate Team – самом популярном режиме FIFA – есть некий баланс, когда урезают возможности твоей команды, чтобы игроки со слабыми футболистами не могли сразу проигрывать чуваку с условным Пеле в составе. Это так?

– Очень интересный и сложный вопрос. Давайте так: в реальном мире кто угодно может проиграть условному «Лестеру». Это бывает. Шоковые результаты случаются постоянно, вспомните хотя бы матч чемпионата мира Бразилия – Германия.

Я не хардкорный игрок в FIFA, поэтому мне сложно комментировать эти данные. UT – очень популярный режим, который становится лучше каждый год. В конечном счете разработчики получают отзывы, у них есть данные об игроках, поэтому улучшения не за горами.

Есть ли возможность позвать звезду мирового футбола в Россию на презентацию обложки FIFA 16?

– Могу точно сказать: нет. Было бы круто, конечно, но тогда нам придется увеличить стоимость игры вдвое, и в таком случае, возможно, нужная сумма у нас набралась бы через год. Лишние, нелогичные и противоречивые грамотному маркетингу вещи мы делать не планируем.

Уже есть данные, кстати, кто будет на обложке будущей игры – мировой и российской?

– Да.

Расскажете?

– Нет.

– Есть ли у Криштиану Роналду шанс когда-нибудь сместить Месси с обложки?

– Ха-ха. Никогда не говори никогда, но я не думаю, что ему это по силам.

" Видели бы вы, как меня пугал Dead Space!"

– Число проданных копий «Dragon Age: Инквизиция» в России оказалось выше, чем мы рассчитывали, где-то на 40-50 процентов. Кроме того игра получила более 100 наград от прессы. По отзывам мы видим, что игроки счастливы, ну а мы радуемся, что смогли доставить им такое удовольствие. Между нами, мне бы выкроить пару неделек, отвлечься от работы и нормально поиграть. Было бы просто замечательно.

Для вас это лучшая игра года?

– Скажу так: это точно одна из лучших игр за авторством EA – разумеется, по соседству с FIFA. И точно одна из лучших RPG года.

В этом году исполняется десять лет со дня выхода великолепной NBA LIVE 06. Когда баскетбол от ЕА вернется на ПК?

– Каждые пару лет кто-то обязательно задает мне подобный вопрос. Увы, не думаю, что NBA LIVE вернется на компьютеры. Не так много фанатов в глобальном масштабе ждут эту игру, поэтому она выходит только на консолях.

– Последний звездный уикенд НБА комментировал блестящий Марв Альберт – кстати говоря, голос NBA LIVE на протяжении долгого времени. В России есть не менее блестящий Владимир Гомельский. Не планировали позвать его на тех же правах в русскую версию NBA LIVE?

– Очевидно, вы любите баскетбол. Когда я жил в США, я был огромным фанатом этой игры. Но таких поклонников в России не очень много. Мы не локализуем эту серию здесь.

– Когда ждать выхода Mirror's Edge 2?

– Она на стадии производства и в некотором смысле скоро выйдет.

Играли в первую часть? Что сильнее зацепило: эстетика или хардкор?

– Играл, но полностью пройти не смог: застрял на одном из уровней в середине. Пытался пройти это место две недели и в конце концов сдался. Недавно, когда встречался с разработчиками, рассказал им о своем печальном опыте и попросил как-то устранить подобные проблемы в следующей игре.

Если она выйдет – не когда, а если, – баланс точно должен быть исправлен. Например, чтобы вам не нужно было начинать уровень заново, если вы вдруг застряли. Вместо этого следовало бы добавить больше обходных путей, чтобы новички типа меня не бросали игру на полпути.

– Лет семь-восемь назад EA неожиданно для всех перестала быть конвейером по штамповке очередных частей своих игр. Так родились новые IP: та же Mirror's Edge, Dead Space…

– Да, Dead Space – одна из моих любимых игр в принципе. Играл во все части, при этом делал это по всем законам жанра: в темной комнате, с выкрученными на полную колонками. У меня отличные колоночки специально для таких случаев! Видели бы вы, что со мной было и как эта игра меня пугала. Какие-то звуки, шорохи, эффекты – все это не может не пугать даже сейчас, когда вспоминаю об этом. Некроморфы – это вообще нечто. Когда они вдруг возникали, я не знал, что предпринять, так они давили на психику и нервы.

" Игры уже давно на равных с фильмами и музыкой"

– Не выгоните, если спрошу про Call of Duty? Как опишете то, к чему пришел главный конкурент Battlefield?

– Хм. Что ж, Call of Duty была отличным, гигантским франчайзом. Но в последние годы, на мой взгляд, они (издатель Activision и разработчики – прим. Eurosport.ru) перестали по-настоящему вкладываться в игру, и сейчас CoD находится в небольшой стагнации. Но это по-прежнему огромный франчайз, и у него есть неплохие возможности вернуть утраченные позиции.

В последней версии Call of Duty ради большего числа продаж позвали Кевина Спейси. Если бы была возможность, взяли бы в FIFA звезд кино или музыки?

– Я бы – нет. Я просто не отвечаю за маркетинг игры. А если бы отвечал, то не был бы уверен, что предложенное вами – возможный ключ к большим продажам FIFA. То же самое и в Battlefield. Для меня эта игра, прежде всего, про экспрессию, аутентичность, про максимально приближенный к реальной жизни опыт, а не про каких-то звезд кино. По факту вам нужно чувствовать дух войны, а не Кевина Спейси. Поэтому мы никогда не пригласим, не знаю, Джулию Робертс в FIFA.

Что еще нужно делать для большей популяризации игровой индустрии в России? Чтобы люди наконец перестали думать, что игры – для детей, и начали видеть в них вид искусства.

– Очень хороший вопрос. И очень важный. В России на постоянном уровне играет, может быть, четыре-пять миллионов человек. Это относительно невысокое число в соотношении с общей численностью населения. На Западе все иначе, там игровая культура прививается с пеленок. А в России обычно играют в детском возрасте, ну, возможно, еще в университете. Оканчиваете его – перестаете играть и начнете вновь, лишь когда у вас будут дети. Нужно развернуть потребителей на 180 градусов, направлять, объяснять. Игры уже давно беседуют на равных с фильмами, музыкой, это полноправная часть индустрии развлечений.

Уже хорошо, что люди играют в мобильные игры, в те же FIFA, Sims, Angry Birds. Да, это далеко не тот гейминг, каким мы с тобой его понимаем, но благодаря ему аудитория может прийти и на консоли с ПК. Этому способствуют элементы, объединяющие мобайл и другие платформы. Ехал ты домой, играя в телефоне, а потом продолжил с того же места уже дома на PlayStation. В идеале, в будущем к этому все придет.

" «Тони Уоткинс? Я знаю вас!» Я перепугался – неприятно, знаете ли, когда вас узнает таможенник"

Расскажите о своей семье. У вас русская жена, так?

– Да, и две дочери. Правда, они пока еще малы для того, чтобы часто играть, но обе большие фанатки Sims. Одной семь, второй двенадцать. Еще они любят играть на iPad, но я стараюсь запрещать сидеть там безвылазно. Хочу, чтобы они уделяли внимание спорту, образованию.

– Успели за 20 лет выучить русский?

– Да, понимаю и говорю немного.

Узнают вас на улицах?

– Ха! Забавнейшая история случилась со мной на паспортном контроле в Шереметьево пару лет назад. Даю паспорт молодому парню, он смотрит сначала в него, потом на меня и такой: «Тони Уоткинс? Electronic Arts?! Я знаю вас!» Я перепугался, занервничал – неприятно, знаете ли, когда вас узнает таможенник. А он продолжает: «Когда выйдет новый Battlefield?» Я с облегчением выдохнул. Рядом с ним сидела девушка, она нас слышит и поворачивается к нему: «Серьезно, ты спрашиваешь туриста об играх?!» И так мы с ним проговорили добрых десять минут. Он рассказал, что обожает третью часть, и когда я признался, что четвертая не за горами, надо было видеть его счастливое лицо.

Что любите и ненавидите в Москве и России?

– Уже десять лет я живу за пределами Москвы, до этого девять жил в ее центре. Что мне нравится? Возможности, которые дает Россия: именно поэтому я сюда и приехал. Здесь живут очень умные, образованные люди, здесь множество разнообразных природных ресурсов.

– А что ненавидите в Москве? Можете сказать, что пробки, как и все.

– Кстати, нет. Да, пробки – это проблема, но дорожная система здорово развилась, особенно за городом, не то, что 20 лет назад. Не сравнил бы здесь Москву даже с Лондоном – там все еще хуже. У меня было несколько ужасных случаев, пока я стоял в лондонской пробке. Прочувствовал тогда силу преступности. Мой дом несколько раз грабили, в результате чего я уехал. Все, что случается на этом поприще в России, я называю ничтожным криминалом по сравнению с тем, что было там. Или в других странах.

– Иностранные друзья не переживают за вас? Россия часто рисуется в иностранных СМИ не в самом приятном свете…

– Моя мама до сих пор за меня переживает. Когда я говорю с кем-то, кто живет не здесь, он может удивиться: «Вау, ты живешь в России? Да ты спятил!». Но я говорю о России за рубежом только в позитивном ключе, тем более о ее возможностях. Я живу здесь, люблю это место. Западные медиа раскрашивают новости строго в прозападном смысле, и это немного несправедливо по отношению к России. Но, уж если быть честным, и русские СМИ ведут себя примерно так же.

– Не хотите ли получить гражданство РФ?

– Я ирландец и им останусь. Очень этим горжусь и менять гражданство не хочу.

" Мне очень нравился Тьерри Анри, пока он не забил Ирландии с помощью руки "

Какой ваш самый любимый спортсмен и клуб?

– Я большой поклонник таланта Лиама Брэди – ирландского футболиста, выступавшего в «Арсенале». Обожаю Денниса Бергкампа – по мне, это был артист с мячом. Мне очень нравился Тьерри Анри, пока он не забил с помощью руки в квалификации к чемпионату мира–2010. Напомню, тогда Ирландия лишилась честной возможности поехать на ЧМ. Я большой фанат «Арсенала». Когда он выбил «МЮ» из розыгрыша Кубка Англии, радости моей не было предела.

Месси или Роналду?

– Оба гениальны. Невозможно разделить этих парней, опираясь на понятие глобального феномена. Считаю, у Месси природный талант, Роналду же пришлось над ним поработать. Так что с точки зрения естества таланта предпочитаю Лео, с точки зрения упорства, работы над собой – Роналду.

Смотрите спортивные каналы? «Евроспорт», например?

– Нечасто смотрю ваш канал, там не слишком много футбола показывают. Есть Бундеслига, но я все же больше интересуюсь английской Премьер-лигой.

– Мы теперь показываем MLS.

– Ого, не знал. Я посмотрю. Еще люблю смотреть Примеру. Несколько лет назад был большим поклонником Серии А, сейчас уже меньше. Попадаются матчи – смотрю, но без фанатизма.

" Игровая индустрия – отличный плацдарм и возможности"

Три игры от ЕА, в которые нужно непременно сыграть.

– Точно FIFA – как часть мирового ЕА-сообщества, Battlefield – по той же причине. А вот третья… Очевидными были бы названия типа Mass Effect, Dragon Age, но мне кажется, что третья игра должна отличаться от вышеназванных. Как Dead Space – нетипичная по отношению к мейнстриму. Не забываю и Black. Очень расстроился, узнав, что ее не собираются переносить на следующие после PS2 платформы.

EA – это мировой бренд. Как можно устроиться работать в российское отделение и какими качествами нужно обладать?

– Зависит от того, что вы ищете. Если нам нужен коммьюнити-менеджер, он должен испытывать страсть к играм, ориентироваться в различных жанрах. Менеджерам по продукции и маркетингу необязательно быть игроками, хоть это иногда и помогает, – важно, что они знают свое дело. Вы хотите работать в отделе продаж – то же самое: можете не быть геймером, но коммуникабельность и профильные знания приветствуются.

В моей команде случается не так уж много перестановок. Большинство людей работает вместе со мной много лет. Думаю, им не сильно хочется уходить из индустрии: это, как ни крути, отличный плацдарм и возможности. Хотя запросы по поводу работы в ЕА идут нескончаемым потоком на любую позицию. Если она у меня вдруг появится, нам точно не нужно будет идти на биржу труда, все резюме потенциальных кандидатов у нас есть.

0
0