Весна 1910-го в Северной Италии выдалась теплой. К апрелю миланцы перестали топить печи, котельные снизили мощность до минимума. На Лигурийское побережье потянулись немецкие и русские аристократы. 94 гонщика готовились к старту.
3 апреля атмосфера резко изменилась. Дождь, метель и холод – в городе, снежные завалы – в горах. Спортсмены до последнего надеялись на отмену соревнований, но организаторы не захотели терять деньги: спонсоры привлечены, реклама оплачена, до финиша как-нибудь доберутся. Дав команду на старт, деловые мужчины, сами того не зная, включили мясорубку, которую запомнят в веках.
Тур Турции
Фанат поехал на велосипеде вверх ногами и насмешил гонщиков
13/04/2021 В 11:39
Первые потери пелотон понес еще до официального начала. 31 гонщик отказался издеваться над собой и просто не стартовал. В путь длиной 290 километров отправились самые смелые. Первые 3 часа прошли в привычной борьбе. Веселье началось на подъезде к перевалу Пассо дель Туркино. Грязь, ливень, размытая дорога, пронизывающий до костей ветер – крутить педали в таких условиях было почти нереально. От группы откололась и вернулась домой половина, сама же она растянулась на часы. В авангарде шел Сирил ван Хауверт. Победитель «Милан – Сан-Ремо-1908» забрался на вершину лидером. Спустя 10 минут там же показался Эжен Кристоф.
Участия в велокроссах научили француза выживанию в аду. Когда он понял, что дело плохо, действовал по всем правилам: «Пальцы не гнулись, ноги онемели, меня трясло. Я стал бегать, чтобы кровообращение восстановилось. Восстановившись, я снова сел на велосипед». Отдых помог Кристофу догнать лидирующего бельгийца. Участником гонки тот уже не считался: «Он шел с велосипедом в руках и в пальто, потому что решил сойти».
Радость от неожиданного лидерства скоро превратилась в зависть. Пока Ван Хауверт пил глинтвейн в теплом шале, Кристоф преодолевал сугробы. Трассу завалило 20-сантиметровым слоем снега. Там, где его не было, выглядывал гололед. Французу ничего не оставалось, как слезть с велосипеда и тащить его на себе. К марш-броску Эжен, проехавший неделю назад «Париж – Рубе», точно не готовился. Последние силы предательски покинули тело: «Я упал на обочину. Я замерзал. Все, что я мог делать – это немного поворачивать головой. И тут я увидел дом. Он был недалеко, но у меня не было сил добраться туда. Я даже не осознавал, в какой я опасности. Я просто хотел приехать в Сан-Ремо первым. Я думал только о контракте с фабрикой велосипедов. Я бы удвоил свои доходы, если бы победил, еще мне обещали 300 франков за первое место».
Кристофу повезло – в тот момент рядом с ним проходил владелец небольшой гостиницы. Увидев почти бездыханное дело, он подобрал его и под руки привел в дом. Сухая одежда (длинные брюки, новые носки, рубашка на булавке), бутылка рома и несколько упражнений согрели лидера – он хотел продолжить гонку. Хозяин был против, указывая на сильную метель, и почти силой удерживал райдера у себя.
Первые соперники показались спустя полчаса – оба приехали в эту же гостиницу и сразу побежали к огню. Отогревая руки, они поднесли их к самому пеклу. В этот момент Кристоф смирился – гонка окончена, победителя не будет. Неожиданно за окном промелькнули четыре гонщика. «Или же это были просто четыре глыбы грязи, – позже описывал ощущения француз. – Тем не менее, я понял, что надо продолжать. Эрнест Поль, тот, что ворвался в дом без обуви, которую потерял на трассе, сказал: «Ты сошел с ума». На ломанном итальянском Эжен убедил владельца, что ему надо срочно идти. Аргумент со знакомыми, которые посадят гонщика в поезд до Сан-Ремо, подействовал быстро. Те четверо даже не успели создать отрыв.
Двоих он настиг сразу. Гандикап от другой парочки Кристоф съел после смены велосипеда – взял запасной байк партнера, который давно сошел. Последнюю сотню Кристоф только увеличивал преимущество. Останавливался всего пару раз: чтобы подрезать штаны и съесть кусок сыра. Скорость сбросил лишь в Сан-Ремо – пустые улицы почти убедили его, что он ошибся дорогой. В тот момент Кристоф снова решил сойти – искать еще и нужное направление казалось выше всяких сил. К счастью, он вовремя увидел финишную черту.
12 часов и 24 минуты – худшее время победителя за 107 попыток. Четыре гонщика – минимальное количество финишировавших за всю историю. Хотя на самом деле их было все-таки семь. Уже после награждения организаторы дисквалифицировали второго призера и победителя-1909 Луиджи Ганну за проезд часть трассы на поезде. Еще двое использовали автомобили. Обыграть честного чемпиона это все равно не помогло.
Кристоф получил 300 франков и контракт с фабрикой велосипедов. С таким же успехом он мог рекламировать и больницы. После завершения гонки француз два месяца провалялся в госпиталях, леча обмороженные конечности. Чтобы полностью восстановиться, будущему первому обладателю желтой майки на Туре понадобилось два года.
Другие велоистории от Александра Головина:
«Благодаря моему пулемету мы отбили атаки австрийцев». Загадочная смерть победителя «Тур де Франс»
Фабер же. Как новость о рождении ребенка убила первого иностранного победителя «Тур де Франс»
Тур Турции
Фанат поехал на велосипеде вверх ногами и насмешил гонщиков
13/04/2021 В 12:38