Eurosport

Вертикаль. Альп-д’Юэз, Мортиролло и еще 8 крутейших подъемов в истории велоспорта

Вертикаль. Альп-д’Юэз, Мортиролло и еще 8 крутейших подъемов в истории велоспорта

25/07/2015 в 13:35Обновлено 25/07/2015 в 15:02

Легендарные горы – то, ради чего зрители приезжают на Гранд-туры и собираются на склонах сотнями тысяч, словно на стадионе в ожидании финала Лиги чемпионов.

Альп-д’Юэз

Высота – 1860 метров, средний градиент – 8%, максимальный – 14,8%

Перевал возле известного горнолыжного курорта дебютировал на «Тур де Франс» в 1952 году, покорившись великому Фаусто Коппи. С тех пор этот эффектный подъем видел немало разборок и сольных атак. Его сложно отнести к самым сложным, но зачастую это играет на руку смельчакам. В 2008 году Карлос Састре именно здесь выиграл свою супермногодневку, бросив лидирующему Анди Шлеку 2 минуты. В 2004 году на Альп-д’Юэз прошла единственная гонка с раздельным стартом, которую ожидаемо выиграл Лэнс Армстронг. Перевал видел триумфы многих великих, но самым эпичным стал прорыв Марко Пантани в 1997 году, когда итальянец установил рекорд подъема: 37 минут и 35 секунд – до сих пор никто не побил достижения пирата.

Альп-д’Юэз

Мортиролло

Высота – 1852 метра, средний градиент – 10,5%, максимальный – 18%

Когда итальянцы прокладывали дорогу через сложнейший перевал, они вряд ли предполагали, что на самом деле строят стадион. Десятки тысяч зрителей, начиная с 1990 года, регулярно собираются на Пассо-ди-Мортиролло и убеждаются, как сложно подняться на перевал. Гонщиков встречает настоящая стена с убийственным средним градиентом, не оставляющая шансов отстающим, а крутые участки позволяют начинать атаки взрывным горнякам вроде Контадора и Родригеса. В 2004 году Лэнс Армстронг назвал этот подъем самым сложным, на который он взбирался. Недаром силачи, что первыми пересекают заветную линию, получают особый приз имени Марко Пантани. А рекорд восхождения по дороге Mazzo di Valtellina (самой популярной из трех, ведущих к вершине) принадлежит Ивану Готти: 42 минуты и 40 секунд в 1996 году.

Мортироло

Мон-Ванту

Высота – 1912 метра, средний градиент – 7,6%, максимальный – 10,6%

Пустынный пейзаж, который называют и лунным, и марсианским, таит в себе реальную опасность. 13 июля 1967 года гора нашла первую жертву, удушив безумной жарой и нагрузками накачанного допингом Тома Симпсона. Жуткая слава убийцы оказала дурную службу великолепному подъему, но не лишила его места в мировом велоспорте. Именно на Мон-Ванту регулярно решается судьба «Критериума Дофине», а на «Тур де Франс» подъем нередко является частью королевского этапа. Ибан Маю в 2004 году взлетел на вершину быстрее остальных, потратив 55 минут и 51 секунду. Среди великих покорителей горы – Эдди Меркс, Ришар Виранк и Алехандро Вальверде, который 11 июня 2009 года вместе с Сильвестром Шмыдом ушел в сольную атаку и решил исход «Критериума». Но самой запоминающейся стала победа Пантани в 2000 году в борьбе с Армстронгом и веером безумных атак.

Мон-Ванту

Дзонколлан

Высота – 1730 метра, средний градиент – 11,9%, максимальный – 22%

Пять раз пугающе крутой Дзонколлан бросал вызов велогонщикам, и лишь четверо могут похвастаться своими победами. Жилберто Симони дважды в 2003 и 2007 годах покорял вершину с критическими градиентами. Самое страшное на Дзонколлане – крутой участок на подъеме со средним градиентом около 15 процентов. Пять километров вверх без единого послабления и намека на отдых. Чтобы победить, атаковать нужно непременно здесь – дальше появляются полки и пологие участки, а значит, рваться вперед без оглядки глупо – только сильнейшие и самые опытные гонщики добиваются успеха на Дзонколане. Этот подъем видел закат Пантани, его последнюю, но неудачную атаку, которая лишь убедила зрителей в непобедимости Симони. А четыре года спустя Жилберто установил рекорд подъема: 39 минут и 3 секунды.

Дзонколлан

Стельвио

Высота – 2758 метра, средний градиент – 7,7%, максимальный – 11%

Относительно слабую крутизну гора щедро компенсирует страшной протяженностью в 26 километров и невероятной высотой. Пассо делло Стельвио – второй по высоте асфальтированный перевал в Альпах. Четыре раза (в 1967, 1984, 1988 и 2014 годах) в истории «Джиро д’Италия» подъем закрывали по ходу гонки из-за сильнейших снегопадов. Терпимый средний градиент позволяет выживать здесь выносливым горнякам и гонщикам с хорошим индивидуальным ходом. Томас де Гент в 2012 году удержался впереди из отрыва и втащил себя в тройку призеров, прихватив этап, победу в горе и специальный приз имени Фаусто Коппи – первого велосипедиста, поднявшегося на перевал в гонке.

Стельвио

Англиру

Высота – 1573 метра, средний градиент – 10%, максимальный – 23,5%

Созданная самой инквизицией, эта гора выжимала соки из многих сильнейших гонщиков – 12,5 километров подъема среди тумана, через который зачастую не видно солнца. Дэвид Миллар назвал Англиру бесчеловечной и едва не лишил фанатов пронзительного сражения десятков велосипедистов, взбирающихся поодиночке и рассчитывающих только на свои силы. Первым победителем на Англиру стал Хосе Мария Хименес, опередивший в чудовищном рывке Павла Тонкова. В 1999 году едва не разгорелся скандал – Хименеса обвиняли в использовании мотоцикла сопровождения для помощи в подъеме. Но самой эффектной атакой на Англиру стал рывок Хуана Хосе Кобо, который сделал то, что считалось практически невозможным. Испанец бросил сладкую парочку Уиггинса и Фрума и перехватил красную лидерскую майку с запасом в полторы минуты. А рекорд восхождения установил Роберто Эрас, покоривший главную вершину Испании за 41 минуту и 55 секунд в 2000 году.

Англиру

Турмале

Высота – 2115 метра, средний градиент – 7,4%, максимальный – 13%

Кроме как легендарным, этот перевал назвать невозможно. Турмале – лицо «Тур де Франс», он впервые появился в 1910 году, когда подниматься приходилось по немощеным тропам и осыпающимся грунтовым дорогам. Октав Лапиз всю дорогу протестовал против испытания склоном, но организаторам идея пришлась по вкусу. С тех пор еще 82 раза перевал решал судьбу желтой майки, а в 2010 году даже на двух этапах сразу. Турмале имеет очень плавный подъезд, гора словно заманивает гонщиков, а затем предлагает убийственную крутизну, которая выше только растет. За долгие годы гора повидала множество подвигов и трагедий, но самым эпичным стал прорыв Оттавио Боттеккья в 1924 году, принесший итальянцу 18 минут и 58 секунд преимущества в общем зачете. Ныне дорога на перевал заасфальтирована, но это все равно не помогает большинству горняков – ветер, низкая температура и нескончаемая череда поворотов способны убить кого угодно.

Турмале

Галибье

Высота – 2556 метров, средний градиент – 6,8%, максимальный – 9%

Еще один долгожитель «Тур де Франс». Галибье редко встречается без напарника – Телеграфа. Вместе они образуют превосходный дуэт, радующий гонщиков одним своим присутствием на трехнедельной гонке. И пусть гора не предлагает критических градиентов, зато поднимает велосипедистов на солидную высоту и дает отличный шанс изменить расклады в борьбе за желтую майку – уехавший на Телеграфе может увеличить разрыв на Галибье, или наоборот, завязаться узлом и все проиграть. В 1998 году именно отсюда началась легендарная атака Марко Пантани на Яна Ульриха, которая в итоге принесла итальянцу победу. На этом отрезке также случилась одна из самых красивых дуэлей последних лет: Анди Шлек ни за что не хотел отпускать Альберто Контадора и установил рекорд подъема – 30 минут и 18 секунд, – отметив этим 100-летие Галибье на «Тур де Франс».

Галибье

Обиск

Высота – 1709 метров, средний градиент – 7,1%, максимальный – 10%

Ровесник Турмале Обиск также появился в 1910 году и травмировал участников ничуть не меньше старшего товарища. За долгую историю «Тура» Обиск лишь трижды завершал этапы, поэтому он несколько затерялся среди прочих вершин. Великолепные виды на Пиренеи и зеленые луга превращают подъем в исключительное зрелище, а стабильная крутизна позволяет как атаковать, так и сдерживать атаки. Самую эпичную и скандальную победу одновременно на Обиске одержал Микаэль Расмуссен в 2007 году. Датчанин уверенно выиграл в борьбе с молодым Альберто Контадором, а на следующий день его сняла с гонки собственная команда Rabobank. Позднее Микаэль признался, что употреблял допинг, а тот «Тур» вовсе стал одним из самых скандальных – ранее сняли за допинг Александра Винокурова, – и демарш датчанина лишь усугубил ситуацию.

Обиск

Бола дель Мундо

Высота – 2170 метров, средний градиент – 6,1%, максимальный – 22%

«Земной шар» не настоящее название горы, она получила его благодаря антеннам, которые придают голой вершине сходство с необитаемой планетой. Эта вершина недавно появилась на «Вуэльте», но уже сыграла решающую роль в судьбе красной майки. 8 сентября 2012 года Хоаким Родригес мог вернуть себе лидерство в борьбе с Вальверде и Контадором, но сложная гора не позволила Пурито уехать заранее, а на финишных километрах он отыграл слишком мало. Зато уехавший в отрыв Денис Меньшов пересидел всех соперников и одержал последнюю значимую победу в карьере. Изюминка Бола дель Мундо – стена с 22% градиента за километр до финиша, отличное место для атак за этап и непреодолимое препятствие перед выпавшими гонщиками.

Бола дель Мундо
0
0