В 2015 году в автопроме прогремел скандал тысячелетия – до России его отголоски добрались едва ли, но Европа и Америка бомбили напалмом. Компания Volkswagen призналась в мошенничестве – 11 миллионов дизельных автомобилей гоняли по всему миру с хитрым бортовым компьютером, который намеренно занижал объем выбросов вредных газов. Абсурд ситуации в том, что покушение на экологию – духовную скрепу Западной цивилизации – организовали изнутри. Немцы. Нация, чья вычурная правильность плодит заезженные стереотипы.

Афера, получившая название Дизельгейт, впервые за 13 лет обломила стремящуюся в небо кривую продаж автомобилей с лэйблом VW. Штраф в 18 миллиардов долларов, падение стоимости акций более чем на треть, иски на суммы с девятью нулями – Volkswagen навернулся в такую яму, что не выдержала бы даже самая немецкая подвеска.

Чемпионат Германии
Bild: Дракслер отстранен от игры с «Баварией» и, вероятно, покинет «Вольфсбург» зимой
09/12/2016 В 23:03
https://i.eurosport.com/2014/02/25/1191260.jpg

«Мы не можем планировать трансферы так, чтобы они выделялись на фоне сложной экономической ситуации в компании», – заявил после инцидента менеджер «Вольфсбурга» Клаус Аллофс. В словах функционера скрывался печальный месседж – 20 и 30-миллионных сделок, как по Де Брёйне, Шюррле или Дракслеру, в дочерней структуре Volkswagen больше не будет.

«Вольфсбург» получал от большого папочки около 90 миллионов евро за сезон – более ядерный бюджет в Германии позволяют только «Бавария» и «Боруссия» Дортмунд. Очевидно, что пока Volkswagen сокращает 30 тысяч рабочих мест на заводах, титульный клуб автогиганта не может шиковать, хотя десятки миллионов для него, словно мелочь в кармане, – годовой оборот корпорации исчисляется сотнями миллиардов. На днях Bild опубликовала новые деньги, на которые будет существовать «Вольфсбург»: финансирование команды упадет на 30% – до 20-30 миллионов.

Deutsche Welle сообщило, что «волки» уже отказались от идеи строительства новой молодежной академии (стоимость затеи 40 млн), а сотня миллионов евро, наваренная с продаж Де Брёйне в «Сити» и Перишича в «Интер» в 2015-м пролетела мимо клубного офиса прямо на бедствующее предприятие.

Падение «Вольфсбурга» – идеальная иллюстрация к финансовому правилу «50+1» в немецком футболе. Этот закон защищает традиционные клубы Германии от поглощения корпорациями – инвесторам запрещено приобретать контрольные пакеты акций и управлять командами. Регламент мешает ввести в Бундеслигу денежную иглу и сорить купюрами, как в АПЛ. С другой стороны, клубы получают страховку: если у спонсора что-то пошло не так, они не полетят к чертям вместе с ним.

На «волков» это правило не распространяется – «Вольфсбург» (как и «Байер» с «Хоффенхаймом») подчинен инвестору более 20 лет. В таких случаях «50+1» не работает – считается, это достаточный срок для доказательства лояльности спонсора. Вот почему экологическая авантюра Volkswagen так сильно ударила по бело-зеленому клубу – будь он хоть чуточку традиционным, проблем можно было избежать.

https://i.eurosport.com/2016/08/08/1906970.jpg

Трагедия «Вольфсбурга» в том, что даже боссы не представляют, что делать дальше. «Мы должны понять, какие цели преследует Volkswagen – сохранение клуба в целом или возвращение в топ. От задач зависит сумма вложений», – заявил Аллофс на недавнем брифинге. По информации Transfermarkt, титулованный менеджер (мужчина собрал состав для чемпионского «Вердера» и вернул «Вольфсбург» в Лигу чемпионов) собрался уходить. Аллофс – признак сопротивления «Баварии» и шеф амбициозных проектов, в бесхребетном клубе ему делать нечего.

Команду уже покинул другой архитектор – главный тренер Дитер Хеккинг. Это он окружил Де Брёйне качественными партнерами, боролся с «Баварией» за салатницу и даже выиграл Кубок Германии. Травмы и конфликты тогда обходили клуб стороной: Хеккинг кайфовал в тепличных условиях и не смотрел на ценники трансферного рынка. Но крутость любого тренера проверяется в беде. Новый вызов – работу с чистого листа с ноунеймами – коуч не потянул.

Хеккниг и Аллофс подписывались на мощный коммерческий проект, поэтому история про кризис-менеджмент не для них. Летом эти же люди перезагрузили «Вольфсбург» и спродюсировали несколько ошибочных (как показала половина сезона) решений:

  • Распустили связку возрастных, но все-таки основных защитников Налдо-Данте ради разгрузки зарплатной ведомости;
  • Внезапно объявили 33-летнего капитана Диего Бенальо запасным вратарем и пролоббировали привозного Куна Кастельса;
  • Провели предсезонку без ЦЗ и в последний момент купили за 11,5 миллионов Джеффри Бруму – защитника, который три года назад провоцировал седину фанатов «Гамбурга», а потом вроде бы зажигал, но в Эредивизи;
  • Взяли потухших ветеранов Кубу и Гомеса в наивном расчете, что они еще повоюют.

Напряженную обстановку у «волков» отражает даже не турнирная таблица Бундеслиги, где «Вольфсбург» – 15-й. Все дело в микроклимате: в команде он хуже, чем на антарктической станции – главные звезды Луис Густаво и Юлиан Дракслер потеряли мотивацию, при этом полузащитника сборной Германии легко понять.

https://i.eurosport.com/2016/10/12/1947704.jpg

После Евро-2016 Юлиан получил конкретные офферы от «Ювентуса» и «Арсенала», но Хеккинг и Аллофс опустили парня с небес на землю: руководство наложило вето на трансфер (надо же как-то сохранить топ-игроков в жестких условиях) и напомнило про действующий контракт. Дракс с обидой сослался на устную договоренность (боссы якобы обещали спокойно отпустить Юлиана в зарубежный топ-клуб в любой момент) и ответил потрясающей статистикой – 0 голов и 0 ассистов в 12 матчах.

Сейчас Дракслер – скучный баночник, которого освистывают трибуны. Он победил Хеккинга, но при этом должен ему завидовать – Дитера в клубе больше нет, а Юлиан все еще отбывает номер. Новый коуч Валерьен Исмаэль на парня не жалуется (он вообще пришел из молодежки, чего ему жаловаться), но делает из «Вольфсбурга» не пойми что – «волки» перешли на схему в три защитника, где один из лучших латералей Европы Рикардо Родригес – центрбек. Агент швейцарца нашел выход из этого кошмара в «ПСЖ» и работает над сделкой.

«Вольфсбург» потерял лицо – раньше он кипятил трансферный рынок космическим баблом, но уже второй год подряд его сальдо наоборот уходит в плюс. Новая политика клуба ориентирована на то, чтобы зарабатывать на переходах: минимум звезд, максимум талантливых парней. Теперь «волки» ничем не отличаются от стандартной команды любого немецкого городишки.

https://i.eurosport.com/2016/12/10/1984371.jpg

Как и новый лидер Бундеслиги «РБ Лейпциг», «Вольфсбург» – исключительный клуб Германии, жизнь которого коррелирует с платежеспособностью его патрона. Остановить недавно гремевших в Лиге чемпионов «волков» (на секундочку, «Вольфсбург» – последняя команда-победитель «Реала») оказалось очень просто – нужно было перекрыть вентиль на денежном кране.

Патрон «Лейпцига» Дитрих Матешиц, посматривая на лихорадку северных соседей, молится на воскресных мессах, чтобы в его алюминиевых банках с энергетиком никогда не нашли чего-то лишнего – иначе еще один наглый немецкий стартап превратится в ветошь.

Другие тексты Михаила Бирюкова про «Вольфсбург», которого больше нет:

Дракс-дилер. Почему «Вольфсбург» без Кевина де Брёйне уже не тот

Свой след оставил автомобиль. Как «Вольфсбург» переплюнул «Баварию»

Устали искать тексты на Eurosport.ru? Подпишитесь на канал в телеграме, и тексты найдут вас сами

Чемпионат Германии
«Вольфсбург» уволил Хеккинга, команду временно возглавил экс-защитник «Баварии»
17/10/2016 В 18:59
Чемпионат Франции
Дракслер не готов к переходу в «Зенит» (Sky)
27/09/2020 В 12:41