Жизнь в Каталонии станет похожа на восточную сказку или японский фильм «Проклятие». Так шутили в испанских интернетах, когда в середине ноября прошла новость о том, что «Барселона» ведет переговоры с рядом потенциальных титульных спонсоров – Alibaba Group (владелец Ali Express и еще кучи всего из Китая), Rakuten (японская фирма, владеющая, к примеру, Viber) и Amazon. Все компании специализируются на интернет-продажах. Qatar Airways останется одним из спонсоров каталонцев, но название компании исчезнет с формы. 20 ноября стало известно, что новым титульным спонсором «Барселоны» стала Rakuten . Четырехлетний контракт принесет клубу 220 миллионов евро и бонусы за турнирные успехи.

В мире существует огромное количество компаний, желающих разместить свое лого на груди Лео Месси, но «Барса» сузила круг кандидатов до интернет-торговцев. При этом на спонсорстве в футболе не зарабатывают. Тогда для чего две крупные компании нашли друг друга и договорились о сотрудничестве на четыре года? Вероятно потому, что дела в электронной коммерции в футболе пока обстоят не очень круто.

Чемпионат Испании
«Барселона» представила состав на игру с «Сосьедадом» в формате PES 2017
27/11/2016 В 23:05

По утверждению компании-разработчика Rippleffect, «Ливерпуль» стал первым клубом мира с интернет-магазином полного цикла. Это случилось лишь в 2014 году. До этого у клубов были лишь разделы официальных сайтов, отвечающие за продажи.

С тех пор эта же компания построила сайты почти для всей АПЛ: например, «Сток Сити» запустил приложение-магазин 10 ноября 2016-го. Так что несмотря, на очевидную необходимость переселения фан-шопов в онлайн, клубы занимаются электронной коммерцией сравнительно недавно.

Но и официальные магазины – это не самая удобная площадка для продаж. Например, русскоязычной версии магазина «Ливерпуля» нет. Решением в ситуации, когда для каждого региона нужна отдельная площадка, может стать уже созданная сеть – например, AliExpress. Работа с всемирными интернет-ритейлерами позволяет снизить затраты на строительство оффлайн магазинов и в то же время получить доступ в специфичные регионы, которые не может обслуживать официальный интернет магазин. Также на плечи партнера перекладывается масса проблем – например, взаимодействие с таможней или курьерами.

Интернет-продажи – это неисчерпаемый источник денег для популярных клубов. Например, «Бавария» зарабатывает 60% дохода на атрибутике – около 300 миллионов евро в год. Если к реализации подключится крупная международная платформа, то сумма в 1,3 миллиона проданных футболок в год по очевидным причинам может вырасти в разы.

В то же время ритейлеры с удовольствием идут навстречу по целому ряду причин. Например, Alibaba Group уже владеет половиной «Гуанчжоу Эвергранд». Это не приносит доход, но по китайскому законодательству, компании, поднимающие футбол в стране, получают снижение налога на прибыль в восемь раз. Если китайцы договорились бы с «Барселоной», то они вряд ли что-то заработали в плане денег, а репутационный выигрыш и PR-поддержка мировой экспансии стоили бы 55 миллионов евро в год, которые теперь платит Rakuten.

Определенная финансовая выгода от сотрудничества с клубами для ритейлеров, конечно, тоже есть, – им идет процент, на их площадках появляются новые товары под всемирным брендом, они забирают у конкурентов часть клиентов. При этом не будет войны с Nike или adidas – корпорации получат свои деньги от клубов, продавших больше футболок через новую площадку (в зависимости от контракта технический спонсор может забирать хоть 100% дохода от проданных футболок). Все будут в выигрыше.

Но для ретейлеров дело не ограничивается спонсорством ради рекламы и владением клубов ради налоговых скидок. Alibaba Group имеет серьезные планы по дальнейшему продвижению в спорт в качестве функционера, а не кошелька. Владелец компании, самый богатый человек Азии Джек Ма весной-2016 был главным кандидатом на покупку «Милана» – китаец планировал приобрести 100% акций у Сильвио Берлускони и построить новый стадион для «россонери», но итальянец в последний момент передумал и сорвал сделку. Но и футбольный клуб не предел: Alibaba Group серьезно рассматривает возможность приобретения клуба НБА, сообщает Forbes.

Китайцы заглянули даже в Россию, в спорте которой пиариться страшно. Тем не менее AliExpress в конце октября-2016 объявил о сотрудничестве со «Спартаком» и вполне доволен.

«Мы запустили продажу двух коллекций на день шопинга 11 ноября. Почти все коллекции проданы, что, безусловно, успешный старт. Компания видит здесь новый формат партнерства. Мы не спонсируем клуб – мы помогаем увеличить производство и продажу сопутствующих товаров: появился уникальный ассортимент по уникальным ценам, этого больше нет нигде. Для нас выгода очевидна: продажи идут на нашей площадке, мы получаем процент, а также промо AliExpress силами спортивного клуба. Сейчас производители обсуждают со «Спартаком» дальнейшее сотрудничество», – объяснил генеральный менеджер Alibaba Russia Марк Завадский.

«Спартак» и AliExress выпустили коллекции нижнего белья и пуховиков. Причем в проект вовлечен не только футбольный, но и хоккейный клуб. В планах – выход на новые рынки и привлечение женской аудитории, использование Кротова и других игроков в роли рекламных лиц.

Насколько это все перспективно, понять сложно, – история абсолютно уникальная для нашего спорта. Россия до сих пор качает кино с трекеров и покупает диски за 100 рублей в переходах. На сайты официальных магазинов не то что клубов, а Nike и adidas, идут только жители крупных городов; для большей части страны главный источник футболок Месси и Глушакова – до сих пор ближайший рынок.

Тем не менее, тренд сотрудничества интернет-ретейлеров и футбольных клубов существует. Он пришел в Россию одновременно со всем миром, а не на 10-15 лет позже, как это обычно бывает. Единственный минус – никто не знает, принесет ли это успех не то что «Спартаку», но даже «Барселоне».

Другие публикации Артема Мазилкина:

«Уверен, нужно пропагандировать потребление пива». Алкоголь взял футбол в заложники

Иностранные агенты. Кто помогает MLS выйти на один уровень с АПЛ и Бундеслигой

Ощути гамму спортивных эмоций с помощью приложений Eurosport.ru для iOS и Android

Чемпионат Испании
Красная рыба. «Барселона» отдала очки каким-то «анчоусам»
19/11/2016 В 20:55
Лига чемпионов УЕФА
Месси прокомментировал соперничество с Роналду
33 МИНУТЫ НАЗАД