Eurosport

Волгоград – русский Лос-Анджелес. Срочно тащите сюда свои туловища

Волгоград – русский Лос-Анджелес. Срочно тащите сюда свои туловища

09/05/2018 в 11:45Обновлено 09/05/2018 в 12:06

Сегодня здесь Кубок России.

Волгоград – беднейший из городов-миллионников. О перспективах, дорогах и малом бизнесе тут принято не выражаться, потому что ничего здесь из этого нет – заниматься некому. Молодежь мигрирует в Ростов, Краснодар, Москву, Тюмень или, там, в Реутов – куда угодно, лишь бы средний заработок не ниже двадцатки. Из тех, кто остался, у половины кризис среднего возраста, у другой – переходного. Поскольку это молодые люди из области, некоторые из них считают прическу Роналду времен «МЮ» модной, а кто-то выражается в стиле «Вечором в иху деревню заскочили, а потом до ихова поля три часа мотыляли, блин».

У меня есть право писать такие вещи, потому что я сам волгоградец и знаю, о чем говорю.

Но сейчас зафиксируем: тот абзац – последний неодобрительный абзац в сторону Волгограда. На самом деле мало кто знает, насколько это приятное место. В мае здесь разыграют финал Кубка России, в июне – четыре матча Кубка мира, и если вы запланировали южный трип, не переживайте: вы не пожалеете.

Юмор в Волгограде специфичный, но приезжим заходит на ура. Ученые говорят: чем больше депрессии в жизни, тем быстрее вы к ней приспосабливаетесь, а юмор – прекрасный выход из нее. Поэтому в мире еще ни одного дельного стендап-комика из Волгограда. Ну вот типичный пример этого юмора:

Считается, что благоустройство – для выгибонов перед чемпионатом мира. После него инфраструктура заржавеет, газон потопчут – тот сгниет, поэтому просто как бы сразу насыпали камней и выдали их за газон.

Добраться сюда можно четырьмя способами.

Первый способ добраться – на машине

Плюсы: шикарные, просто идеальные пейзажи, которые вы точно не ожидали от Поволжья. Город стоит на равнине, здесь не горы, а холмы, степи и порывистые ветра, от которых машины и кепки сносят за трассы. Е40, Е119, «Каспий» – уже нет дурацких ям, есть новые развязки и даже разметка. Из окна выдается такое:

Ветер спасает людей в августе, когда сплит-системы на пределе, а шлепки липнут к раскаленному асфальту, как третьекурсницы ВолГУ к предпринимателям из Азербайджана. Нет на Руси места более пылкого, чем эта область: 45 градусов в тени – такое же нормальное явление, как поножовщина в Туве из-за шапки или передозировка спайсом в соседнем Волжском (в Волгограде считается, что Волжский – город наркоманов. – прим. Eurosport).

Для того его и построили на реке. Чтобы купаться, когда жарко.

Волгоград, Фото: Павел Мирошкин/Волгоград

Волгоград, Фото: Павел Мирошкин/ВолгоградEurosport

Может, не будь в Волгограде вдоль Волги тех 20-километровых заводов, был бы долгий-долгий пляж, а Волгоград – Лос-Анджелесом. Но пляжи тут все равно есть, купаться – надо.

Есть песчаные.

Волгоградский пляж, Фото: Александр Зусь/Волгоград

Волгоградский пляж, Фото: Александр Зусь/ВолгоградEurosport

Есть на острове.

Есть каменный.

Волгоградский пляж, Фото: Павел Мирошкин/Волгоград

Волгоградский пляж, Фото: Павел Мирошкин/ВолгоградEurosport

А есть и такие, где за горизонтом не видно. Как на море.

Второй способ добраться – на поезде

Владельцам паспортов болельщика проезд предоставляется бесплатно. По приезде на вокзал открываются лучшие черты города – его центр.

Волгоград центр города, Фото: Дима Чурзин/Волгоград

Волгоград центр города, Фото: Дима Чурзин/ВолгоградEurosport

В центральном районе, как и полагается, все не так плохо. Довоенные «сталинки» прекрасно сочетаются с еще царицынскими постройками, неоклассицизмом и современными стеклянными многоэтажками, которых в последнее время стало больше. К чемпионату власти отреставрировали и покрасили то, где этого давно не происходило, и город преобразился.

Волгоград, Фото: Николай Котельников/Волгоград

Волгоград, Фото: Николай Котельников/ВолгоградEurosport

Все дело в мелочах. Недостроенный мост, над которым вся страна смеялась, облепили фонариками – теперь он яркий и не такой страшный. «Нулевая» продольная – дорога, протянутая вдоль берега аж до царицынской поймы (там заканчивается центральный район) – как раз обходит этот мост, а еще Мамаев курган, стадион, парки и, конечно, набережную.

Там уютно. Граждане приходят сюда с ноутбуками и даже не беспокоятся, что на них обратят внимание – в парках на этой набережной гопничков почти не осталось. Набережная из двух террас. Верхняя как раз примыкает к жилым районам, паркам, общественным зданиям, а нижняя предназначена для непосредственного контакта с водой.

Во время Сталинградской битвы к ней доставлялись припасы с левого берега Волги и эвакуировались раненые и мирное население. Впоследствии набережную назвали в честь 62-й армии, защищавшей ее.

В 1952-м набережную реконструировали, так как после войны она напоминала кусок земельного участка, который власть предлагает на Дальнем Востоке безвозмездно. Ее главное сооружение – центральная лестница, оформленная сверху симметричными восьмиколонными пропилеями. В этом году – такие дела – впервые на моей памяти администрация эти колонны подкрасила.

Когда решалось, какие города примут чемпионат мира, 10 тысяч людей спустились на набережную, а вели мероприятие почему-то Панин и Дюжев.

Кстати, набережную увеличили. Теперь она начинается со стадиона.

А заканчивается «Парусами» – это два синих знания, точная копия знаменитого островного «Паруса» в ОАЭ. Там же куча памятников, царицынская пойма, по которой раньше протекала Царица, а сейчас обещают парк аттракционов, тут же волгоградский речпорт – крупнейшее сооружение подобного типа в Европе. В 1985–1988 годах он был крупнейшим по пассажирскому грузообороту портом на Волге. Его длина – 296 метров, высота «шайбы» – 47 метров.

Здесь куча кафешек, клубов и других ночных развлечений. Считается, будь «шайба» в надежных руках, из нее можно было сделать лучший ночной клуб на Волге. Круто же?

Уже больше месяца идет ее масштабная реконструкция. В последнее время башня не функционировала, но рядом находящиеся заведения – да. Незадолго до чемпионата мира одна из таких увеселительных фирм попиарилась на международном скандале со Скрипалями, угостив английских болельщиков коктейлем «Новичок».

Третий способ добраться – на корабле

На пароходе дорого, зато красиво. На них можно выпить, сесть или лечь на лежак на верхней палубе. До Саратова 400 км, дальше – Самара, Казань, Нижний Новгород. Если на юг, то Астрахань и Каспийское море.

На пути Волжская ГЭС. Крупнейшая гидроэлектростанция в европейской части России, в начале 60-х она была крупнейшей в мире: как гидроэлектростанцией, так и электростанцией вообще. В прошлом что с ГЭС только ни происходило: по слухам, ее чуть ли не каждый год минируют террористы, но в последний день бравые бойцы-силовики находят взрывчатку. Но так да: если плотину прорвет, половине города, в том числе градообразующим заводам и достопримечательностям, – ауфидерзейн.

Кораблик подплывает к шлюзам, шлюзы уже протекают, наполняя пространство водой. Уровень доходит до черточки, вы выдвигаетесь.

Волгоград, Фото: Павел Мирошкин/Волгоград

Волгоград, Фото: Павел Мирошкин/ВолгоградEurosport

Четвертый способ – на самолете

По системе цена-качество – лучшй вариант.

Раньше в Волгограде был плохой и старый аэропорт, напоминающий войну, а теперь его реконструировали и даже построили новый международный терминал. Уже не стыдно.

Оттуда либо электропоездом, либо на такси, либо на автобусах Volgabus, которые собираются в Волгоградской области и даже продаются в других городах, до центра минут 30. В день финала 9 мая они запустят порядка 100 шаттлов (так здесь называют эти автобусы).

На пути – новые развязки и гостиницы. Некоторые красивые, но недостроенные, как этот классический московский проект: нашлись инвесторы, купили землю, стали строить, обанкротились, никто не хочет выкупать и продолжать стройку. Но приехал Мутко и помахал тапкой – выкупили. Правда, было уже поздно: до чемпионата, считай, год, а тут даже бетонные работы не кончились. Приняли стратегическое решение: успеть доделать хотя бы фасад здания.

Некоторые строились быстро. А вот выглядят как-то не очень.

Как тут дела с футболом

Вопрос тяжелый. С инфраструктурой точно все в порядке: новая набережная, новый Бакинский парк, который продлили до самого стадиона, сам стадион, мемориальный парк, газончик, отреставрированное общежитие рядом и гостиница «Интурист». С «Волгоград Арены» виднеется Родина-мать.

Волгоград, Фото: Александр Зусь/Волгоград

Волгоград, Фото: Александр Зусь/ВолгоградEurosport

Мемориальный парк. С ним интересная история: какое-то время назад волгоградцы возмущались вырубке символичных деревьев, растущих в нем, хотя стоит признать, что ни один житель до этого о деревьях и не слышал. Они давно подгнивали, и где-то год назад их все же устранили, а вместо них посадили новые.

Во-вторых, с болельщиками, кажется, тоже хорошо. На первых тестовых играх «Ротора» билеты раскупили за два-три дня. «Нет, ну так всегда было, футбол в Волгограде любят давно. В 80-е, когда здесь стояли скамейки и стадион вмещал 40 тысяч, приходило по 40 тысяч. В 90-е, когда «Ротор» был грандом, скамейки заменили на пластиковые кресла, и стало ходить по 20 тысяч фанатов», – рассказал житель города Алексей.

Это правда: даже в черные времена посещаемость «Ротора» порой превышала показатели у клубов Премьер-лиги. 2012 год, матч за выход в ФНЛ:

Традиционная кричалка.

А вот у самого «Ротора» дела плохи. Он проиграл три последних матча и сейчас 18-й в гонке ФНЛ. Шансы остаться крайне малы. «Я вижу, как люди в городе относятся к «Ротору». Плюс у команды замечательный тренер Сергей Павлов. Я думаю, что «Ротору» по силам в следующем году решить задачу и выйти в Премьер-лигу. Такой стадион должен быть в РФПЛ и показан большому количеству хороших команд», – считает тренер «Крыльев» Андрей Тихонов, обыгравший волгоградцев в гостях.

На самом деле, такие комплименты куда ни глянь. Все любят, помнят и уважают «Ротор» за успехи 90-х, но руководство региона не видит в клубе инструмент soft power. Денег нет, хотя в прошлом году проскользнули слухи, будто бы Дерипаска заинтересован в «Роторе» и может его выкупить.

Не выкупил. «Ротор» опять выживает.

Другие тексты Тимофея Загорского про чемпионат мира:

Фото: Александр Зусь, Дмитрий Чурзин, Павел Мирошкин, Николай Котельников