Эйфория фанатов «Венеции» после покупки клуба русским олигархом Юрием Кораблиным (всего за 650 тысяч евро в 2011 году) быстро испарилась. Бывшего мэра Химок и основателя одноименного баскетбольного клуба не интересовали спортивные успехи «крылатых львов» – только земля в пригороде Венеции Местре. Несколько лет «Полковник» вел переговоры с мэрией о строительстве нового стадиона неподалеку от аэропорта с сетью торговых центров, баров, ресторанов и гостиниц, но разрешения не получил.
Кораблин потерял интерес к проекту: в 2015 году «Венеция» (самый громкий успех клуба – победа в Кубке Италии-1941) в третий раз обанкротилась. За возрождение взялся известный американский адвокат и инвестор Джо Такопина. Этот юрист успешно защищал бейсбольную звезду Алекса Родригеса, рэпера Фокси Брауна и актера Лилло Бранкато, за что получил прозвище Мистер «Я спасаю вашу задницу». В 2011 году сын итальянских эмигрантов помог Boston International Group приобрести за 77 миллионов евро «Рому» и стал вице-президентом «волков». За время его работы стоимость римского клуба подскочила до 500 миллионов.
Чемпионат Италии
Буффон: «Как я закончу карьеру? Возможно, ударом головой в стиле Зидана»
23/03/2017 В 21:28
В 2014 году Джо покинул Рим и вложился в «Болонью», которая при нем взлетела в Серию А. Дальнейшему прогрессу помешал конфликт Такопины с совладельцем клуба Джоуи Сапуто: Джо продал долю и уехал на курорты Венеции. «Во время путешествия мне стало интересно, почему бывший клуб Серии А играет в четвертом дивизионе. Мои помощники провели исследование: оказалось, «Венеция» обладает пятым маркетинговым потенциалом в Италии», – зажегся американец, который вложил 6 миллионов евро в ребрендинг и усиление команды.
https://i.eurosport.com/2017/03/29/2052627.jpg
Новый президент поставил задачу: за три года вывести команду в Серию А и замахнуться на еврокубки. Для этого босс нанял лучших спецов. Пост спортивного директора занял бывший помощник одиозного Лучано Моджи в «Ювентусе» Джорджо Перинетти, с которым Такопина сработался в «Роме». Генеральным директором стал футбольный агент и профессор Тед Филипакос, преподающий в Нью-Йоркском университете спортивный бизнес. Соня Кондратенко – один из самых популярных экспертов социальных медиа в американском футболе – заграбастала должность директора визуального представления и соцмедиа клуба.
Одна из главных инвестиций Такопины – Филиппо Индзаги. Уволенный в 2015 году из «Милана» специалист принял «Венецию» и уверенно повел к выходу в Серию В – в конце марта, за семь туров до конца чемпионата, команда опережает главного конкурента «Парму» на шесть очков. В этом сезоне Пиппо вывел «крылатых львов» в финал Кубка Италии Lega Pro (разыгрывается между 60 командами, представляющими третий дивизион – Lega Pro). «В данный момент мы работаем в убыток, но после попадания в Серию В выйдем на самоокупаемость», – убежден владелец клуба, вкладывающий в клубную академию порядка миллиона евро в год. В начале 2017 года «Венеция» заключила договор о сотрудничестве с молодежным сектором «Андерлехта» и провела футбольные лагеря в Нью-Йорке и Детройте.
Команда рубится на «Пьер Луиджи Пенсо» (построен в 1913 году), рассчитанным на 7500 мест и с ограниченным доступом – добраться можно только на лодке. Такопина, как и Кораблин ранее, возлагает большие надежды на новый стадион. Главное отличие американца от русского воротилы, который умер в 2016 году при нераскрытых обстоятельствах, – Джо подружился с мэром Венеции Луиджи Бругнаро. «Я давно искал такого человека, как Такопина, – рассказал мэр в интервью Il Gazzattino. – Он тот, кто развивает футбол».
В конце 2016-го мэрия выделила землю: детройтская архитектурная фирма Rossetti представила план участка и концептуальный дизайн стадиона на 25 тысяч зрителей. Сейчас Такопина ведет переговоры с банком Istituto per il Credito Sportivo, у которого кредит на новую арену брал могучий «Ювентус». Если не возникнет никаких дополнительных препятствий, строительство стадиона «Венеции» начнется летом этого года и закончится в 2019-м.
«Моя модель проста – футбол и туризм. Посмотрите на «Челси»: долю болельщиков на «Стэмфорд Бридж» от 28% до 35% составляют туристы. Ежегодно Венецию посещают около 29 миллионов людей. Кроме каналов и музеев им хочется проникнуться настоящей итальянской страстью. Футбол в Италии – это концентрированная страсть», – не скрывает американец.
В 2017 году клуб ввел в обращение членскую карточку Insider Pass для нерезидентов Венеции. За 110 евро в месяц ее держатель может посещать игры, тренировки и, что особенно притягательно, получать 15-процентную скидку на проживание в отелях, посещение музеев, ресторанов и оказание других услуг в городе. «Мы зашли в первый попавшийся ювелирный магазин на площади Святого Марко и сказали, что благодаря «Венеции» в их заведение хлынет поток туристов, но вы должны предоставить за это скидку. Они согласились мгновенно», – потирает руки Такопина. По его подсчетам, если клуб завоюет хотя бы 1% туристического рынка, то это принесет в казну 20 миллионов евро ежегодно.
В последний раз «Венецию» заносило в Серию А в сезоне-2001/02 при президенте Маурицио Дзампарини, который после очередного отказа на выделение земли забрал 12 человек из команды и свинтил в «Палермо». У расчетливого и последовательного Джо Такопины есть все шансы уделать Маурицио и остальных боссов, слишком прямолинейно развивавших клуб.
Другие тексты Руслана Хрипуна об итальянском футболе:
Золотой гребешок. Лучший итальянский форвард Серии А, который дрался с петухами
Теорема Фермо. Кто создал лучшую футбольную академию Италии
Чемпионат Италии
«Милан» отказался продавать Доннарумму «Реалу»
16/03/2017 В 11:03
Чемпионат Италии
В Италии 5 топ-клубов сменили тренеров. Почему?
11/06/2021 В 09:15