Eurosport

Крепостной театр. Что произошло в «Зените»

Крепостной театр. Что произошло в «Зените»

12/03/2014 в 02:17Обновлено 12/03/2014 в 05:17

Многолетняя история расставания Лучано Спаллетти с «Зенитом» завершена.

Патрон «Зенита» Алексей Миллер собственным решением лишил итальянского постановщика работы – и теперь в Культурной столице заправлять футболом будет кто-то другой. Расставание было обставлено совершенно блистательно, оставив полное ощущение продуманного шага – даже сам Геннадий Орлов говорит об этом, о продуманности. Еще вчера хозяева «Зенита» полностью были на стороне Лучано Спаллетти, отдав ключевого полузащитника куда-то на сторону, а сегодня выгнали своего любимчика после двух матчей – смрадных, невозможных, но, тем не менее, всего лишь двух первых матчей финишного отрезка сезона.

Хронологически история, насколько ее можно сформулировать снаружи, выглядит примерно так. Летом Спаллетти взялся строить «Зенит» новой эпохи, осенью крепко с этим застрял, проиллюстрировав свою работу выходом в плей-офф Лиги чемпионов с самым тихим проходным баллом в истории и 1:4 от чемпиона Австрии, в начале зимы пришел к руководству «Зенита» просить о расторжении контракта, получил отказ, завалил предсезонку – и на старте сезона выдал на «Петровском» 2:4 от «Боруссии», 0:0 с «Томью» и ощущение полной безысходности от игры.

Ощущение, в общем, не новое – если уж ранжировать негатив от футбола «Зенита», тот самый матч в Вене оставил куда более глубокий след. Кажется, после таких историй и нужно расставаться с тренером – он, едва завершив полосу из семи матчей без побед успехом в домашней игре с «Уралом», привозит команду на кубковый по сути матч в гости к сопернику, игроки которого заметно слабее, но вместо боя устраивает прилюдное самобичевание, приколотив свои яйца к брусчатке с точно таким же призывом – «фиксация на своих поражениях и потерях все крепче прибивает нас к брусчатке, создавая из людей армию апатичных истуканов, терпеливо ждущих своей участи».

Но Спаллетти дали второй шанс. В этом была своя правда, если из истории про второй шанс выбросить итоговое увольнение – итальянец взялся строить новый «Зенит», а практически всякая реформа состава в футбольном клубе обречена на полосу неудач. Старые лидеры, танцевавшие чуть ли не самый красивый футбол в Европе, должны уйти, а новым нужно время – врасти в землю, схватиться за плечи, объединить людей вокруг себя, заставить в себя поверить.

Вторым шансом руководство «Зенита» выразило понимание и терпение. Мы готовы ждать, мы верим, делай, что считаешь нужным – хоть выгоняй Широкова (только Аршавина не трогай). Ставка на Лучано была объяснимой – если уж Спаллетти не наладил отношения с этой питерской бригадой, взорвавшей раздевалку полтора года назад после трансферов, осуществленных по прихоти хозяина, то здесь логичнее принимать сторону того, кто хотя бы не перечит в открытую этой самой прихоти.

784457

Но прошло два матча – и позиция хозяина поменялась совершенно. В этих двух матчах «Зенит» и его тренер не показали ничего нового – ну, апатия, ну, безыдейность; вы вспомните, сколько раз начиная с осени 2012 года видели у Питера то одно, то другое, то и то, и это вместе? Спаллетти, конечно, небезгрешен – уже полтора года как его тренерская работа вызывает обвинения в недобросовестности; его селекционные навыки отражает диковатое количество откровенно слабых игроков, перешедших в «Зенит» из итальянского ниоткуда. Но его уволили сейчас, когда вылета из Лиги чемпионов уже не отменить, с чемпионатом все не так очевидно, но тоже не очень здорово. Уволили личным решением Алексея Миллера, еще недавно выступавшего для Спаллетти ядерным зонтиком.

В этом решении – самый сок русского и, беря шире, восточноевропейского футбола, в котором мы так давно тщимся увидеть логику. Джиджи Бекали аплодирует Миллеру стоя – так громогласно стучать тапками по трибуне во всем мире умел разве что Маурицио Дзампарини, но тот давно уже стучит не тапками, а чем попало, уверенно перешагнув грань между искусством и умопомешательством. Непоколебимая вера Миллера скатывалась во что-то похожее, но патрон «Зенита» сумел остановиться – не то чтобы вовремя, но сумел, из чтеца итальянской поэзии превратившись во владельца крепостного театра. Никакой логики (кроме резкого сброса по расходам, так вписывающегося в общий газпромовский тренд), никакой стратегии – только здесь и сейчас.

Проблема в том, что мы все были уверены, что «Зенит» перестал быть Майком Тайсоном, который заводит дома тигров потому как ну что еще ему сделать с этим со всем. Ан нет – короткий удар с правой, и мы все на полу. Дайте Майку Тайсону свободу тогда, как же еще – пусть Газзаева позовет, агентов побольше вокруг команды, найдем парочку бразильцев, которые забивают реже Бухарова, и тигров, тигров на сцену, да под сладкий голос ГСО.

1_bigger
0
0