«Королевские гонки» заинтересовали австрийского производителя энергетических напитков еще на заре 90-х. В 1995 году его логотип появился на понтонах некурящей команды Sauber, превратив ее из темной лошадки в крепкого середняка. Окрылив партнера из соседней Швейцарии, Red Bull замкнул кольцо влияния в самых эмоциональных видах спорта. Смертоносные гонки на катерах, серия воздушных гонок, соревнования обезумевших мотоциклистов и еще с десяток менее популярных способов убить себя красиво – все это теперь стойко ассоциировалось с красным быком. Но скромность и бережливость Петера Заубера не вязалась с масштабами растущего бренда. Куда проще проводить эпатажные рекламные акции и привлекать внимание, имея собственную команду.

https://i.eurosport.com/2015/06/18/1617064.jpg
Гран-при Канады
Последний герой боевика. История канадца, которому не повезло с эпохой
08/06/2015 В 12:00

В 2004 году сложилась благоприятная ситуация – команда Jaguar заканчивала сезон без перспектив на дальнейшие выступления. Оставалось лишь выкупить ее имущество и права на место в пелотоне. Британская конюшня ничего хорошего из себя не представляла – классический мертворожденный проект без должной поддержки, загнувшийся за четыре года. Проблемное шасси и слабейший двигатель Cosworth V10 разочаровывали. Талантливый Марк Веббер перешел на повышение в Williams, а часть инженерного штаба покинула команду еще до продажи.

https://i.eurosport.com/2015/06/18/1617066.jpg

Взяв в пару к знакомому по программе поддержки Кристиану Клину опытного Дэвида Култхарда, оставшегося без места в McLaren, главный менеджер Кристиан Хорнер придал команде правильный импульс. Австриец Клин и сменивший его Льюцци представляли собой будущее, шотландец – прочный фундамент и гарантированное настоящее. Вместе они набрали 34 очка – больше, чем Jaguar за оба предыдущих сезона.

В следующем году Клин окончательно дискредитировал себя, лишь дважды попав в зачетную восьмерку. Но менять его на юнца из Red Bull Junior Team Хорнер не спешил. Он правильно рассудил, что неокрепшей команде с перспективами нужен созревший гонщик, еще не растративший потенциал. Веббер подошел идеально. Быстрый, спокойный, отлично взаимодействующий с командой и не зазнавшийся пилот. Марк сделал все, что зависело от гонщика, положив карьеру в развитие Red Bull.

https://i.eurosport.com/2015/06/18/1617068.jpg

Нанять крутых пилотов, заручиться миллионами и действовать – отличный план: Prost, Jaguar, BAR и Toyota следовали этим заповедям неукоснительно. Но их провал обеспечило неумение выбирать людей. Не тех, что крутят компьютеризованную баранку, а других, работающих у чертежей. Приглашение Эдриана Ньюи, которого заманивали в Ferrari, стало главным достижением Хорнера. Британец любит сложные задачи, а слабенькая австрийская конюшня предложила самую интересную. Но один Эдриан много не наработает, высококлассных помощников подбирали долго. Спустя три-четыре года механизм заработал, а тут и нужные реформы подоспели.

https://i.eurosport.com/2015/06/18/1617071.jpg


Если одна команда не может захватить максимум внимания телевидения победными результатами, можно удвоить количество машин. Выкупив очередного мертвеца – Minardi, концерн убил трех зайцев. Во-первых, получил места для пилотов из молодежной программы, во-вторых, дополнительную платформу для разработок и, в-третьих, рекламные площади.

Toro Rosso сыграла значительную роль в развитии основной команды. Изначально итальянцы (а штаб остался в Фаэнце) полностью заимствовали шасси у старшего брата через подставного производителя (Red Bull Technology), что вызвало немало протестов. В итоге FIA устроила чуть ли не слежку за скромной конюшней, контролируя поступления информации из Австрии, а в договор Согласия между командами на 2010 год были внесены правки. Теперь каждая команда обязана была самостоятельно конструировать шасси, без помощи посредников. Но к тому моменту дочка оказала немалую помощь в доработке яркого, но сырого проекта Ньюи.

https://i.eurosport.com/2015/06/18/1617073.jpg

В 2001-м Red Bull занялся собственной программой развития молодых пилотов. На момент создания Toro Rosso найти их не составило труда – Витантонио Льюцци и Скот Спид первыми опробовали болид с памятным ограничителем воздушного потока на некошерном V10 вместо нового V8 меньшего объема. В 2007 году американца Спида сменил Себастьян Феттель. Он не был полноценным воспитанником академии, но участвовал в программе поддержки Red Bull.

После удачного дебюта за BMW-Sauber, перспективный немец едва не утек в другие руки, но Хорнер быстро сориентировался. Сезон-2008 Сэб начал уже в роли призового гонщика второй команды и быстро завоевал репутацию нового Шумахера, а на следующий год пополнил основной состав Red Bull. Так полностью окупились создание и содержание Toro Rosso – классического фарм-клуба, только из высшей лиги.

https://i.eurosport.com/2015/06/18/1617074.jpg

В 2009 году гений Эдриана Ньюи сработал на 146%. Совершенно закономерно жесткие ограничения по аэродинамике дали специалистам этой области огромные возможности. Потому что там, где холст – весь болид, есть куча вариантов для творчества, а выжать секунду из трех сантиметров могут лишь гении. Такие, как Эдриан, вместе с командой инженеров создавший лучшую машину на четыре года вперед. Решения вроде каналов в заднем антикрыле и правильного сечения выхлопных труб, создающего эффект Коанда, – мелочи, попавшие в объективы и скопированные остальными. А главное – это невероятная сбалансированность всей конструкции и мгновенная реакция на все изменения и запреты. Два из четырех титулов (2012 и 2013) Себастьян Феттель выиграл за счет работы над машиной в середине сезона.

А еще один, в 2010 году, – благодаря отменной тактике и командной работе. Кристиан Хорнер настроил команду по образу Ferrari начала 2000-х, которая громила опасных соперников в боксах. Решив проблему Веббера, замахнувшегося на святое – лидерский статус немецкого вундеркинда, Red Bull добился отдачи за счет тренировок, плотной работы с Renault и тесного контакта с власть имущими. О том, как Pirelli подстраивается под запросы австрийцев, ходили даже не слухи, а прямые разговоры. За чемпионский период 2010-2013 годов команда подняла бюджет до отметки в 345 млн (третий после Ferrari и McLaren), заручилась поддержкой новых спонсоров (крупнейший из них Infiniti) и ввела собственный «Ред Булл Ринг» в календарь «Формулы-1».

С середины 90-х до конца 2013 года моторы в «Королевских гонках» менялись несколько раз, но неизменно оставались в заложниках у шасси. Агрегаты лидирующих команд неизменно сближались по параметрам, и вся разница по скорости достигалась за счет правильных диффузоров, антикрыльев и настроек. Переход на гибридные силовые установки внес сумятицу, удар из-за спины Red Bull не пережил. Renault сделал худший двигатель в пелотоне и за два года так и не научился его модернизировать, регрессируя сильнее, чем сборная России по футболу. Слабое место любой команды, не принадлежащей автоконцерну, – силовой агрегат. Жуткий двигатель сводит на нет усилия инженеров по шасси и пилотов, а прямого влияния на работу мотористов работники гоночного завода не оказывают.

https://i.eurosport.com/2015/06/18/1617197.jpg

Но сбрасывать со счетов команду Хорнера категорически рано. Red Bull – не просто две машины, двадцать механиков и два пилота с парой сотней инженеров и рабочих. Это стройная система, подобная прочно стоящему на ногах футбольному клубу вроде «Барселоны». Юниорская программа штампует звезд быстрее, чем освобождаются места в командах, лишать конюшню миллионов никто не собирается и даже медлительные французы придумывают все новые клятвы о добросовестной и качественной работе.

А главное – временные неудачи команды – лучший стимул для гения Ньюи. Убирать кульман (а он стоит в кабинете Эдриана даже в эпоху компьютеров) в пыльный угол конструктор передумал, надо поднимать команду с колен. История показывает, что этот специалист обожает подобные задачи и всегда решает их с максимальной эффективностью.

Следите за «Формулой-1» на Eurosport.ru

Лучшее – враг хорошего. Итоги 6-го этапа

Фаталист. Как номер 13 убивает карьеру Пастора Мальдонадо

Ощути гамму спортивных эмоций с помощью приложений Eurosport.ru для iOS и Android

Формула-1
Консультант Red Bull: «В Toro Rosso работают лучше, а Квяту не хватает стабильности»
11/05/2015 В 15:50
Гран-при Эмилии-Романьи
Хэмилтон выиграл Гран-при Эмилии-Романьи, Квят – четвертый
01/11/2020 В 16:07