1977 – 1985

В середине семидесятых «трехцветные» удивили мир «Формулы-1», ворвавшись на трассы с национальной командой. Мотор, шасси и даже шины Michelin производились во Франции. Ожидаемо в кокпит ярко-желтого болида посадили француза Жан-Пьера Жабуи. Но фоне чемпионского двигателя Ford Cosworth V8 на три литра, 1,5-литровый французский агрегат Renault EF1 V6 выглядел бы слабаком, если бы не турбонаддув. После ранних экспериментов в 40-х и 50-х годах «Формула-1» была засильем атмосферников, двигатели с нагнетателями еще не достигли нужного совершенства и надежности. Хотя в 1966 году регламент вновь разрешил их использование, ополовинив объем в сравнении с безнаддувными вариантами.
https://i.eurosport.com/2015/12/15/1752319.jpg
Формула-1
Red Bull подтвердил использование двигателя Renault под маркой TAG Heuer
04/12/2015 В 10:33
Первое пришествие Renault в Королевские гонки – сплошной инженерный поиск. Если шины Michelin уже на следующий год красовались на автомобилях Ferrari, то французская команда силами одного пилота финишировала только в четырех «Гран-при» из 19 и набрала 3 очка. Жабуи регулярно заканчивал гонку в клубах дыма, за что болид окрестили желтым чайником. Сырая конструкция нагнетателя, использовавшего энергию выхлопных газов, лучше остальных разгоняла болид на прямой, но он оставался ненадежным и слабоуправляемым в поворотах. Сильно мешала турбояма, знакомая даже обладателям современных турбированных автомобилей.
https://i.eurosport.com/2015/12/15/1752320.jpg
Прошло два года, и болид преобразился: теперь Жабуи и новичок Рене Арну доминировали в квалификациях, где мощность турбодвигателя разрешалось поднимать аж до 1000 лошадиных сил (атмосферные двигатели развивали до 500 л.с.). В гонках пилоты чаще сходили, но пришли и победы. После турбо вторым, не менее важным вкладом Renault в «Формулу-1», стало появление Алена Проста. Дебют французского пилота в McLaren был испорчен слабой машиной, а в домашней конюшне Ален раскрылся и сделал себе имя. Девять побед и борьба за титул в 1982 и 1983 годах (лишь сход на последней гонке из-за поломки нагнетателя лишил Проста трофея) принесли ему славу и победный опыт, а команде – места на подиуме Кубка конструкторов. Постепенно опытные Lotus, Brabham, Ferrari, McLaren, Williams перешли на турбомоторы, и Renault технологически отстала от них. Поэтому в 1986 году команда закрылась, сосредоточившись только на выпуске двигателей.

2002 (2000) – 2010

Успехи атмосферных моторов Renault, 6 Кубков конструкторов и 5 чемпионских титулов в период с 1989 года по 1997-й, привели к возвращению команды в Большие призы. В 2000 году концерн купил успешный проект Флавио Бриаторе Benetton, который с чемпионского 1995 года терял спонсоров и позиции в общем зачете. А в 2002 году команда, откатавшая сезон в цветах концерна, окончательно превратилась в заводскую и получила название Renault. На фоне другого автогиганта и его конюшни – Toyota – французы выглядели чемпионами. Сходу завоевав два четвертых и третье место в Кубке конструкторов, в 2005 году Renault вместе с молодым Фернандо Алонсо доминировала на трассах, а на следующий год в плотной борьбе лишила Шумахера восьмого титула.
https://i.eurosport.com/2015/09/25/1698103.jpg
Команда фактически была британской, так как базировалась в Энстоуне на бывшем заводе Benetton, зато поддерживалась французскими шинниками Michelin и компанией Total (рекламировался бренд Elf), а также японским Japan Tobacco (бренд Mild Seven). Флавио Бриаторе свободно использовал чутье на молодых пилотов, поэтому в Renault карьеры Дженсона Баттона, Ярно Трулли, Джанкарло Физикеллы и Фернандо Алонсо (два титула) вышли на топ-уровень. Неудачно сложилась лишь судьба Нельсона Пике-младшего, ярко проявили себя Виталий Петров и даже Роман Грожан в 2011 году. Бриаторе предпочитал сбалансированный подход, поэтому под руководством итальянца команда не выпадала из пятерки даже в сложный 2008 год. Так, неудачную концепцию двигателя V8 c углом развала цилиндров в 111 градусов в сезоне-2004 заменили, хотя она давала преимущество в развесовке. Но более надежный V8 с 72 градусами в итоге привел команду к чемпионскому титулу.
https://i.eurosport.com/2010/05/17/608810.jpg
В 2006 году Renault имела мощнейшую инженерную базу и массу секретных решений. Чего стоит один только демпфер масс – гиря на пружине внутри машины, обходящая запрет на подвижные аэродинамические элементы. Команда второй после Ferrari начала плотно работать с шинниками, которые теперь создавали покрышки по требованиям из Энстоуна. Уход Фернандо Алонсо, табачного спонсора (после запрета на рекламу) Mild Seven и шин Michelin в 2007 году лишили французов преимущества, поэтому они сначала потеряли место в числе лидеров, а затем погибли под градом скандалов (сознательная авария Пике) и технических революций. Даже традиционный желтый цвет в 2010 году и очки Кубицы с Петровым не помогли найти спонсоров и мотивацию для концерна.

2016 – ?

Президент Renault-Nissan Карлос Гон обещал, что за три года новая команда Renault станет конкурентоспособной. Такая формулировка весьма характерна для жесткого и экономного кризисного менеджера Гона. Ведь покупаемая как основа команда Lotus в сезоне-2015 выступила плохо только из-за финансовых проблем. Гонщики не тренировались (болиды стояли арестованными), инженеры не вводили новинки, потому что рабочим нечем было платить, и в целях экономии на заводе закрыли даже столовую. Будь денег побольше, то к единственному подиуму Грожана в Спа могли прибавиться и другие. Да и шестое место по итогам сезона – конкурентоспособный показатель. Так что осторожный президент стелет соломку, если команда не достанет лидеров в лице Ferrari и Mercedes даже через три года.
https://i.eurosport.com/2015/11/27/1740643.jpg
Богатому концерну, который берет под крыло готовую команду (не напоминает 2000 год?) с инженерной базой и персоналом в 400 человек ничто не мешает обогнать частные проекты Williams и Force India. Нынешнее возвращение – прямое возрождение команды, потому как даже завод остался тем же, бенеттоновским в Энстоуне. А значит работа на результат начнется с первого дня. Машины там делать не разучились, победы Кими Райкконена и подиумы Грожана тому подтверждение. Один минус – придется заново строить болид вокруг неоднозначного мотора Renault Energy F1 V6 Turbo. Но такие условия несут в себе плюсы, ведь можно с нуля создать гармоничный союз между шасси и двигателем, а не впихивать горячий агрегат в субтильную машинку Ньюи. Так что успех Renault предсказать несложно, команда как минимум не провалится, и это отлично. Больше заводских конюшен, больше денег в «Формуле-1» несут за собой прогресс, борьбу и зрелищность.
Renault будет представлена в «Формуле-1» собственной командой
Остальной пелотон тоже как минимум не пострадает. Негативная история (два провальных сезона) снизили цену двигателя до минимума, только Honda продаст моторы дешевле, если позволит McLaren. А с помощью своей команды Renault быстро приведет агрегат в порядок и вернет ему доброе имя. Тот же Red Bull (а команда едва не погибла без мотора) получит шанс на чемпионский титул, ведь в отличие от Mercedes и Ferrari, французы никогда не брезговали предлагать движки даже прямым конкурентам. В 1995 году их двигатель стоял не только на Benetton Шумахера, но и на Williams Хилла. Не забудем и о свободном месте второго пилота при Пасторе Мальдонадо. Роман Грожан ушел в таинственный Haas, грозясь повторить судьбу Жака Вильнёва (переходом в команду-дебютант BAR он сломал сверхуспешную карьеру), и пока неизвестно, кто займет его место. Болеть за Renault можно уже сейчас, пока желтые чайники в очередной раз не обогнали звездных конкурентов из Италии и Германии.
Боссы команд «Формулы-1» поставили Даниила Квята на пятое место среди лучших пилотов года
Себастьян Феттель выиграл Гонку чемпионов
Оставайтесь с Eurosport.ru благодаря приложениям для iOS и Android
Гран-при Абу-Даби
Арабская ночь. 5 главных фото «Гран-при Абу-Даби»
29/11/2015 В 16:26
Формула-1
Алонсо и Окон доставили «Золото мяч» в образах Daft Punk
30/11/2021 В 05:31