Олимпийских наград в парусном спорте Россия не завоевывала давно. С 1960 года российские яхтсмены привозили медаль хотя бы через Олимпиаду, а после серебра, завоеванного в 1996 году, прошло уже три Олимпиады. Побед ждут, как манны небесной. Впрочем, парусный спорт в стране, кажется, все-таки развивается. По крайней мере, так считает президент Всероссийской федерации парусного спорта Георгий Шайдуко.
«МОЖЕМ РАССЧИТЫВАТЬ НА ДВЕ МЕДАЛИ»
– В 1996 году вы стали призером Олимпиады. С тех пор в парусном спорте у России не было Олимпийских наград.
Лондон-2012
Киселева: «Когда я пошла в синхронное плавание, мало кто представлял, что это такое»
25/07/2012 В 09:43
– Да, это было в прошлом веке.
– Но что изменилось с тех пор? Как нынешние спортсмены относятся к подготовке?
– У сегодняшнего поколения, у наших ребят есть мотивация, есть желание быть не статистами, а конкурентными спортсменами. Думаю, на наш план, на две медали, мы можем рассчитывать. Последние результаты хотя бы на чемпионатах Европы показывают, что ребята подходят к Олимпиаде в хорошей спортивной форме. Команда поменяла свое лицо. Есть лидеры – такие, как экипаж Скудиной, который может претендовать на пьедестал.
– Кстати, как шла подготовка нашей главной команды?
– Экипаж Екатерины Скудиной готовится по индивидуальному плану подготовки. Привлечено много специалистов для работы с этим экипажем: врачи, психологи, профессиональные судьи, профессиональные гонщики. Гонщики помогают разобраться в правильных маневрах. Очень многое зависит от слаженности работы экипажа, маневров, правильных решений, которые нужно принимать в считанные секунды.
У нее был напряженный график тренировок последние три года. Экипаж готовился в основном за рубежом. Многое делалось и внутри России. Были куплены такие же лодки, как на Олимпиаде. Созданы идеальные условия для подготовки. Все это должно дать положительный результат.
«ВЕТРОВЫЕ УСЛОВИЯ В СОЧИ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ СТАНДАРТАМ»

Skudina Russia

Фото: Imago

– В классе «Звездный» у нас раньше были медали, а на этой Олимпиаде мы этот класс не представляем…
– В последние двадцать лет мы потеряли школу, которая была представлена в классе «Звездный». Я понимаю, это, наверное, обидно звучит, но пока мы не видим гонщиков, которые могут выступить в этом классе. Так-то в этом классе у нас две олимпийские золотые медали, в 1960 и 1980 годах.
– Все зависит от подготовки?
– Здесь причина не только в отсутствии спортсменов должного уровня. Подготовка класса «Звездный» требует достаточно больших денег. И подготовка должна проводиться не только в России, но и за рубежом. Те классы, которые мы сейчас культивируем, выпускают гонщиков с подготовкой, недостаточной для «Звездного».
– Российские тренировочные базы, что, хуже зарубежных?
– У нас одна тренировочная база, в Сочи. Ее отреставрировали, привели в приличное состояние, но мы почти там не готовимся. Ветровые условия не соответствуют сегодняшним стандартам подготовки. В основном, тренируемся в Хорватии, Испании, где ветра стабильнее и сильнее, и выход в море значительно проще. В Сочи есть пограничные службы, которые контролируют выход, часто нам просто перекрывают воду. Приходится работать в других странах, чтобы подготовиться серьезно.
А так у нас есть хорошие места: Анапа, но мы потеряли там клуб; Владивосток, но далеко летать, если говорить о первых номерах сборной команды; Калининград, где выстраиваются отношения – пока ждем, когда там заработает база; Санкт-Петербург – но там очень короткий сезон, пяти месяцев в году мало.
– Финансовое поощрение спортсменов практикуется?
– Существует система грантов, которая идет через фонд поддержки олимпийцев. Все, кто завоевал медали на чемпионатах мира, чемпионатах Европы, Олимпийских играх, получает эти гранты в обязательном порядке. Федерация по возможности тоже помогает через попечительский совет. Поддержка идет не только олимпийцам, но и молодежной команде. Стимулы у каждого спортсмена очень хорошие.
– Какие сейчас перспективы у парусного спорта в России?
– Федерация поставила себе задачей развитие детского спорта. От него дальше пойдут ветки. Детский спорт мы поднимаем благодаря появлению судостроения. С уходом СССР мы просто-напросто потеряли спортивное судостроение, у нас не строились яхты. Сейчас частные фирмы под заказы федерации начали строить «Оптимисты», «Кадеты», «420», планируем запустить еще некоторые классы, и постепенно, со строительством, планируем увеличивать массовость. Без яхт невозможно. Планируем, что нам поможет государство создать государственные верфи. Тогда будем насыщать детские школы материальной частью, парусами, оборудованием.
«В 79-м ГОДУ ВСЯ СТРАНА СЛЕДИЛА, КАК ИДЕТ ЯХТА В VOLVO OCEAN»

Volvo Ocean Race teams (L-R) Camper, Puma, Telefonica, Abu Dhabi, Sanya and Groupama sail as they start their four-hour race around the island of Sanya, Hainan province February 19, 2012

Фото: Reuters

– Как выглядели тренировки в СССР? Как, например, тренировались вы сами?
– Я вырос из маленького клуба. Заводской клуб, который имел на берегу, в то время, 70 – 100 лодок. Приходили заводские спортсмены. Занимались на бесплатной основе.
– Вы же еще гонялись в Commodore’s Cup, Сидней – Хобарт.
– Это более профессиональные гонки. Это океан. На выносливость. Если говорить о Сиднее… Это одна из значимых гонок, которые проходят в очень сложных условиях. Почти на выживание. Иногда бывают серьезные потери. Испытания очень приличные.
Нам бы хотелось, чтобы появилась возможность участия российских экипажей в таких международных соревнованиях, как «Кубок Америки», Volvo Ocean. На настоящий момент хромает много направлений, которые нужно выравнивать. Одно из основных – это менеджмент. Нужны специалисты, которые могут организовывать подобные мероприятия. Запустить одну такую яхту – большой труд.
– Но это коммерческие проекты.
– Да, но это проекты, которые работают на имидж страны. Наша команда дважды принимала участие в Volvo. Яхта «Афродисио» в 1979 году – вся страна следила за тем, как идет эта яхта. Второй проект – Олега Жеребцова. И хотя в команде был один русскоговорящий, сам владелец, все с трепетом наблюдали за событиями. Если наша страна когда-нибудь сможет выйти в «Кубке Америки», будет большой фурор. А это высокотехнологичные соревнования. Парусный спорт нужно рассматривать не только как спорт, но и спорт технологический.
Потенциал есть. Главное – созидать, а не разрушать. Тогда будут приходить дети, появятся олимпийцы. Когда пустая скамейка запасных – о чем говорить? Последний чемпионат России проходил при участии ста спортсменов в десяти классах. Когда будет в каждом классе по сто, по двести участников, тогда можно найти золотые зернышки.
– Что самое увлекательное в гонках под парусом?
– Знаете, я в 10-летнем возрасте попал в школу. Случайно. Друг пригласил покататься на яхте. Я тогда даже не знал, что такое яхта. Он мне объяснил: «Помнишь, кораблики по речке пускали?» Вот я пришел в яхт-клуб, так и остался. Что может быть завораживающего? Просто сидеть в яхте и гоняться, наверное, мало. Я думаю, победы, постоянная конкуренция.
ДРУГИЕ ИНТЕРВЬЮ К ЛОНДОНУ-2012:
Александр Лебзяк: «Олимпиада – это вовсе не радость»
Михаил Кокляев: «Многие забывают о цветовой дифференциации штанов»
Афанасий Кузьмин: «В Книгу рекордов Гиннесса попал за результат Сеула»
Мария Киселева: «Когда я пошла в синхронное плавание, мало кто представлял, что это такое»
Лондон-2012
Кокляев: «Многие забывают о цветовой дифференциации штанов»
24/07/2012 В 08:22