Начало семидесятых. На тот момент трехкратная чемпионка Уимблдона Билли Джин Кинг (гениальное перевоплощение Эммы Стоун) отказывается играть в «Форест-Хилс» (предшественник US Open) из-за призовых, которые в восемь раз меньше, чем у мужчин. Под недовольство промоутера и сексиста Джека Креймера Кинг и еще восемь теннисисток выходят из американской теннисной ассоциации и создают WTA-тур.

Победитель Уимблдона-1939 Бобби Риггс (Стив Кэррел) в это время скучает в офисе на бесполезной должности, куда его пристроил богатый тесть. Дома экс-чемпиона пилит жена Присцилла (Элизабет Шу) – женщине, на деньги семьи которой Бобби жил всю карьеру, не нравится, что супруг – гениальный лудоман. Он обыгрывает в блэкджек психиатра, призванного лечить от зависимости, а выгуливая трех собак, выходит на корт и выигрывает Rolls-Royce.

Теннис
«Место женщины – в спальне или на кухне». Как умирал теннисный сексизм в 70-х
09/11/2017 В 09:10

После случая с авто Присцилла выгоняет Риггса из дома. В машине к шовинистской свинье (он сам так себя называет), ненавидящей женщин, приходит гениальная идея: в 55 сыграть с лучшей действующей теннисисткой – 29-летней Билли Джин – и доказать мужское превосходство. Начинается подготовка к матчу, вошедшему в историю, как «Битва полов».

Драму Джонатана Дэйтона и Валери Фэрис («Маленькая мисс Счастье») будут невольно сравнивать с вышедшей в России за пару месяцев до этого лентой «Борг/Макинрой». Заявленный масштаб виден уже из названия. Шведская картина строится на локальном противостоянии двух личностей, характеры которых прорисовываются параллельным монтажом и многочисленными флешбэками. «Битва полов» – фильм не о Кинг и Риггсе и даже не о теннисе. Он о жизни. Неравенстве женщин и мужчин. О том, каково чувствовать свою ущербность и быть не таким, как все.

Предстоящий матч – декорация для главного. «А ты с женщинами тоже?» – спрашивает Билли Джин новую подругу (Андреа Райзборо), ужасно походящую на Дрю Бэрримор времен «Ангелов Чарли». «Да», – отвечает та. «Но я замужем» – «А у меня есть бойфренд». Кинг впервые изменяет супругу с девушкой, что для тогдашней Америки хуже, чем для России сегодня. «Распутство. Аморальность. Грех. Вот что бывает в туре без мужчин», – резюмирует Маргарет Корт, для которой эта сцена наверняка станет любимой. И, похоже, в фильме с ней соглашается почти каждый.

«Настанут времена, и мы сможем любить тех, кого захотим», – поддерживает запутавшуюся в себе и ориентации девушку понимающий ее человек, словно передавая привет сегодняшней американской реальности. 40 лет назад свободы выбора они не имели. Одиночество, тотальное непонимание, косые взгляды – великая чемпионка сполна испытала, что такое быть презираемым даже не меньшинством, а совсем частицей.

«Битва полов», призванная рассказать о начале феминизма в теннисе, вываливает на вас ту боль, что чувствовала Кинг совсем по другому поводу. Американка активно помогала Саймону Бофою («Оскар» за «Миллионера из трущоб») в написании сценария, поэтому в отличие от того же «Борга/Макинроя» зрителю демонстрируют не шаблонный набор чувств, а настоящий, детализированный внутренний мир.

Феминизма на экране в целом больше, но присутствует он в основном в виде реплик. «Я люблю женщин, но на кухне и в спальне», – смеется Риггс на пресс-конференции. «Вы считаете своего отца хуже матери, только потому, что она женщина?» – ставит в тупик очередного сексиста Билли Джин. Большую часть времени девушка борется за равенство, но по-настоящему ее волнует совсем не это.

Даже такой набор тем и идеально точно востановленный ход событий не делает картину фаворитом «Оскара» – букмекеры ставят выше почти десяток фильмов. Где «Битва» точно может зацепить – второстепенные для массового зрителя номинации. Команда во главе с продюсером Дэнни Бойлом («Стив Джобс», «Миллионер из трущоб») прекрасно распорядилось скромным для Голливуда бюджетом в 25 миллионов. Портретное сходство героев с прототипами (отдельно оцените в конце), достоверные съемки матчей – особенно кульминация при 30 тысячах болельщиков на «Астродоме» в Хьюстоне, костюмы, декорации, виды. Но безумнее всего впечатляет атмосфера.

«Ночи в стиле буги», «Афера по-американски» – в Штатах всегда умели передать то магическое время, которое уместилось в промежуток между Кеннеди и Рейганом. Расслабленные обитатели побережья, кабриолеты, веселые для сегодняшнего дня прически в стиле Биффа Таннена из альтернативной реальности, где царит беспредел, – та Америка точно никогда не вернется. Билли Джин Кинг об этом вряд ли сожалеет. Она шла против предрассудков толпы не для того, чтобы возвращать время, где ей причинили так много боли.

Другие тексты Александра Головина про теннис, который уже не вернуть:

«Все курили марихуану, а Витас нюхал кокаин». Финалист «Ролан Гаррос» и легенда оргий

«Ты бы опоздала даже на похороны отца». История зятя Агасси, который выиграл US Open и всех унижал

Уимблдон
«Если хотели показать меня кретином – спросили бы как». Рецензия на фильм «Борг/Макинрой»
05/10/2017 В 15:22
Australian Open
Ястремскую не пустят на АО. Она просидела на карантине 10 дней
ВЧЕРА В 18:54